Репрезентация образа мигранта в СМИ Ростовской области: интеграционный потенциал
Научная статья
Для цитирования
Гринченко Е. А. Репрезентация образа мигранта в СМИ Ростовской области: интеграционный потенциал // Гуманитарий Юга России. 2022. Том 11. № 5. С. 170-183. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.5.14 EDN: EASIMX
Аннотация
Цель исследования: диагностировать базисные составляющие образа мигранта, формируемого в средствах массовой информации, а также определить зависимость тональности новостных сообщений о мигрантах от событий, происходящих в обществе.
Методологическая база исследования. В научно-исследовательской работе использована теория социальной идентичности польского социолога Анри Тэшфела. Особое внимание в исследовании также уделено анализу интегрированной теории угроз, предложенной Уолтером Г. Стефаном и Куки Уайт Стефаном. В работе использован компаративистский подход посредством которого были проанализированы частные проблемы стран СНГ, которые были мотивами, причинами и катализаторам миграции в Россию.
Метод исследования - контент-анализ новостных сообщений о событиях, связанных с мигрантами и миграционной политикой, размещенных на интернет-сайтах основных информационных порталов Ростовской области.
Результаты исследования. Сделаны выводы о детерминированности миграции на основании конкретного историко-политического события - распада СССР. На основании широкого теоретического блока и сравнительного анализа было акцентировано внимание на российском кейсе, внутри которого были выделены собственные тенденции и характеристики репрезентации образа мигранта. Данное научное исследование объединяет социологический, демографический и правовой подход в рассмотрении проблемы репрезентации образа мигранта в СМИ Ростовской области. Представленные социальные факты рассмотрены без отрыва от правовой системы Российской Федерации с учетом демографических особенностей и тенденций.
На основе имеющихся данных зафиксирована динамика количества упоминаний о миграции, трудовой миграции, низкоквалифицированной рабочей силе. Выделены основные характеристики мигрантов как объектов положительных и негативных новостных сообщений, а также основные характеристики их поведения, представленные в контенте основных электронных информационных ресурсов Ростовской области.
Перспективы исследования. Прикладные результаты работы (результаты контент- анализа) могут быть использованы при разработке рекомендаций и превентивных мер по предупреждению и предотвращению негативных последствий при конструировании образа мигранта в СМИ. Это поспособствует локализации процессов социального дистанцирования и дезинтеграционных социокультурных рисков в отношении мигрантов и принимающего сообщества.
Ключевые слова:
образ мигранта, репрезентация, СМИ, Ростовская область, социализация мигрантов, интериоризация, местное сообщество, социальные ожидания, коммуникативные интенции, буферные итоги, интеграционный потенциал, субъекты интеграции
Литература
1. Абакумова И. В. Образ мигранта в отечественных СМИ: особенности ценностно-смыслового восприятия в молодежной среде / И. В. Абакумова, А. В. Гришина // Российский психологический журнал. - 2011. - Т 8. - № 1. - С. 9-19. - EDN OIMPRD.
2. Бинеева Н. К. Миграция в дискурсивном поле виртуальных социальных сетей: анализ контента публикаций жителей Ростовской области // Гуманитарий Юга России. - 2020. - Т. 9. - № 5. - С. 174-187. - DOI 10.18522/2227-8656.2020.5.14. - EDN CVKEBB.
3. Варганова О. Ф. Образ трудового мигранта в СМИ (по результатам контент-анализа) // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 3. - С. 184-186. - EDN PARIJP.
4. Рязанцев С. В. Современная миграционная политика России: проблемы и подходы к совершенствованию // Социологические исследования. - 2019. - № 9. - С. 117-126. - DOI 10.31857/S013216250006666-5. - EDN VNFYFR.
5. Шибанова Н. А. Конфликтогенный потенциал конструирования образа мигранта электронными СМИ // Экономика и социология. - 2016. - № 29. - С. 22-28. - EDN WIUVUN.
2. Бинеева Н. К. Миграция в дискурсивном поле виртуальных социальных сетей: анализ контента публикаций жителей Ростовской области // Гуманитарий Юга России. - 2020. - Т. 9. - № 5. - С. 174-187. - DOI 10.18522/2227-8656.2020.5.14. - EDN CVKEBB.
3. Варганова О. Ф. Образ трудового мигранта в СМИ (по результатам контент-анализа) // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 3. - С. 184-186. - EDN PARIJP.
4. Рязанцев С. В. Современная миграционная политика России: проблемы и подходы к совершенствованию // Социологические исследования. - 2019. - № 9. - С. 117-126. - DOI 10.31857/S013216250006666-5. - EDN VNFYFR.
5. Шибанова Н. А. Конфликтогенный потенциал конструирования образа мигранта электронными СМИ // Экономика и социология. - 2016. - № 29. - С. 22-28. - EDN WIUVUN.
Статья
Поступила: 25.08.2022
Опубликована: 02.12.2022
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Гринченко, Е. А. (2022). Репрезентация образа мигранта в СМИ Ростовской области: интеграционный потенциал. Гуманитарий Юга России, 11(5), 170-183. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.5.14
Раздел
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ЮГЕ РОССИИ