Репрезентация образа мигранта в СМИ Ростовской области: интеграционный потенциал

Научная статья
  • Елизавета Александровна Гринченко Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия grinchenko.elizaveta08@yandex.ru
    Elibrary Author_id 1160931
Для цитирования
Гринченко Е. А. Репрезентация образа мигранта в СМИ Ростовской области: интеграционный потенциал // Гуманитарий Юга России. 2022. Том 11. № 5. С. 170-183. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.5.14 EDN: EASIMX

Аннотация

Цель исследования: диагностировать ба­зисные составляющие образа мигранта, формируемого в средствах массовой инфор­мации, а также определить зависимость то­нальности новостных сообщений о мигран­тах от событий, происходящих в обществе. Методологическая база исследования. В научно-исследовательской работе исполь­зована теория социальной идентичности польского социолога Анри Тэшфела. Особое внимание в исследовании также уделено ана­лизу интегрированной теории угроз, предло­женной Уолтером Г. Стефаном и Куки Уайт Стефаном. В работе использован компарати­вистский подход посредством которого были проанализированы частные проблемы стран СНГ, которые были мотивами, причинами и катализаторам миграции в Россию. Метод исследования - контент-анализ но­востных сообщений о событиях, связанных с мигрантами и миграционной политикой, раз­мещенных на интернет-сайтах основных ин­формационных порталов Ростовской области. Результаты исследования. Сделаны выводы о детерминированности миграции на осно­вании конкретного историко-политического события - распада СССР. На основании ши­рокого теоретического блока и сравнитель­ного анализа было акцентировано внимание на российском кейсе, внутри которого были выделены собственные тенденции и харак­теристики репрезентации образа мигранта. Данное научное исследование объединяет социологический, демографический и пра­вовой подход в рассмотрении проблемы ре­презентации образа мигранта в СМИ Ростов­ской области. Представленные социальные факты рассмотрены без отрыва от правовой системы Российской Федерации с учетом де­мографических особенностей и тенденций. На основе имеющихся данных зафиксиро­вана динамика количества упоминаний о миграции, трудовой миграции, низкоква­лифицированной рабочей силе. Выделены основные характеристики мигрантов как объектов положительных и негативных но­востных сообщений, а также основные ха­рактеристики их поведения, представленные в контенте основных электронных информа­ционных ресурсов Ростовской области. Перспективы исследования. Прикладные результаты работы (результаты контент- анализа) могут быть использованы при раз­работке рекомендаций и превентивных мер по предупреждению и предотвращению не­гативных последствий при конструировании образа мигранта в СМИ. Это поспособствует локализации процессов социального дистан­цирования и дезинтеграционных социокуль­турных рисков в отношении мигрантов и принимающего сообщества.  
Ключевые слова:
образ мигранта, репрезентация, СМИ, Ростовская область, социализация мигрантов, интериоризация, местное сообщество, социальные ожидания, коммуникативные интенции, буферные итоги, интеграционный потенциал, субъекты интеграции

Биография автора

Елизавета Александровна Гринченко, Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия
Младший научный сотрудник Южно-­Российского филиала Федерального научно-исследовательского социологическо­го центра Российской академии наук; Магистрант 1-го курса Института социологии и регионоведения Южного федерального университета

Литература

1. Абакумова И. В. Образ мигранта в отечественных СМИ: особенности ценностно-смыслового восприятия в молодежной среде / И. В. Абакумова, А. В. Гришина // Российский психологический журнал. - 2011. - Т 8. - № 1. - С. 9-19. - EDN OIMPRD.

2. Бинеева Н. К. Миграция в дискурсивном поле виртуальных социальных сетей: анализ контента публикаций жителей Ростовской области // Гуманитарий Юга России. - 2020. - Т. 9. - № 5. - С. 174-187. - DOI 10.18522/2227-8656.2020.5.14. - EDN CVKEBB.

3. Варганова О. Ф. Образ трудового мигранта в СМИ (по результатам контент-анализа) // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 3. - С. 184-186. - EDN PARIJP.

4. Рязанцев С. В. Современная миграционная политика России: проблемы и подходы к совершенствованию // Социологические исследования. - 2019. - № 9. - С. 117-126. - DOI 10.31857/S013216250006666-5. - EDN VNFYFR.

5. Шибанова Н. А. Конфликтогенный потенциал конструирования образа мигранта электронными СМИ // Экономика и социология. - 2016. - № 29. - С. 22-28. - EDN WIUVUN.
Статья

Поступила: 25.08.2022

Опубликована: 02.12.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Гринченко, Е. А. (2022). Репрезентация образа мигранта в СМИ Ростовской области: интеграционный потенциал. Гуманитарий Юга России, 11(5), 170-183. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.5.14
Раздел
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ЮГЕ РОССИИ