Демонстративное потребление в контексте влияния кризисных периодов

Научная статья
  • Илья Васильевич Печкуров Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия i.pechkurov@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-4551-6062
    Elibrary Author_id 911507
    ResearchID AFR-0940-2022
Для цитирования
Печкуров И. В. Демонстративное потребление в контексте влияния кризисных периодов // Гуманитарий Юга России. 2022. Том 11. № 5. С. 134-144. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.5.11 EDN: FFUQEI

Аннотация

Цель исследования: выявить влияние кри­зисных периодов (в том числе пандемии и начала военной спецоперации на Украине) на демонстративное потребление россиян. Методологическая база исследования: трансдисциплинарная научная парадигма, ориентированная на преодоление дисци­плинарной ограниченности и получение целостного научного знания о влиянии кри­зисных периодов на демонстративное по­требление россиян. Результаты исследования. Борьба с пан­демией коронавируса, усложнение меж­дународной обстановки и начало военной спецоперации на территории Украины ока­зали влияние на поведение и состояние цен­ностных ориентаций россиян. Это влияние способствует формированию тенденции к вытеснению в перспективе из социокультур­ного пространства ценностных оснований и паттернов демонстративного потребления, сложившихся в контексте «общества потре­бления», и восстановлению регулятивного и мотивационного функционала ценно­стей коллективизма и взаимопомощи в бо­лее сложных условиях. Перспективы исследования связаны с дальнейшими исследованиями ценност­ных оснований и паттернов демонстра­тивного поведения в российском обще­стве в контексте трансформационных геополитических процессов.  
Ключевые слова:
демонстративное потребление, коронакризис, «общество потребления», потребительские практики, символические коды, ценности, горизонтальные социальные связи, коллективная взаимопомощь

Биография автора

Илья Васильевич Печкуров, Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Литература

1. Андреева А.Л. Ожидание надежды и образы будущего // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. - 2021. - № 2. - С. 90- ЮЗ. - DOI 10.19181/INAB.2021.2.7. - EDN ZZTUFV.

2. Артемова Т. И. Эволюция феномена демонстративного потребления и его черты в современном российском обществе // Инновации и инвестиции. - 2021. - № 2. - С. 15-18. - EDN JHEKPB.

3. Горшков М. К. Российский социум в условиях кризисного развития: контекстный подход (статья 2) // Социологические исследования. - 2017. - № 1(393). - С. 5-13. - EDN VNNHWI.

4. Прутцева А. К. Определяющие факторы культуры потребления в современной России // Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Москва, 04 декабря 2018 года / под редакцией А. В. Ярашевой, О. А. Александровой, Н. В. Аликперовой. - М. : ОАО Фабрика офсетной печати, 2019. - С. 102-108. - EDN MPRVLU.

5. Залунин В. И. Социально-культурный проект постмодерна / В. И. Залунин, А. С. Немнонов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 11-2(101). - С. 161-167. - DOI 10.23670/IRJ.2020.101.11.064. - EDN KRHOVI.

6. Каравай А. В. Распространенность конструктивных и деструктивных видов экономической активности и практик наращивания человеческого потенциала // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. - 2021. - № 2. - С. 60-71. - DOI 10.19181/INAB.2021.2.5. - EDN PQUUTK.

7. Коленникова Н. Д. Воздействие пандемии на социально-психологическое самочувствие и поведение россиян // Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). Российское общество в условиях пандемии: год спустя (опыт социологической диагностики). - 2021. - № 2. - С. 18-32. DOI 10.19181/INAB.2021.2.2

8. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества - М. : АСТ, 2002. - 526 с.

9. Рослякова Н. А. Коронакризис и трансформация потребительского спроса в регионах России / Н. А. Рослякова, И. В. Митрофанова, Л. В. Дорофеева // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2020. - Т. 10. - № 5-1. - С. 447-467.- DOI 10.34670/AR.2020.46.64.052. - EDN DNQNXP.

10. Тихонова Н. Е. Изменения в ценностях и установках россиян: зона устойчивости и новые доминанты // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. - 2021. - № 2. - С. 47-59. - DOI 10.19181/INAB.2021.2.4. - EDN HUOHMB.
Статья

Поступила: 09.09.2022

Опубликована: 01.12.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Печкуров, И. В. (2022). Демонстративное потребление в контексте влияния кризисных периодов. Гуманитарий Юга России, 11(5), 134-144. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.5.11
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ