Демонстративное потребление в контексте влияния кризисных периодов
Научная статья
Для цитирования
Печкуров И. В. Демонстративное потребление в контексте влияния кризисных периодов // Гуманитарий Юга России. 2022. Том 11. № 5. С. 134-144. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.5.11 EDN: FFUQEI
Аннотация
Цель исследования: выявить влияние кризисных периодов (в том числе пандемии и начала военной спецоперации на Украине) на демонстративное потребление россиян.
Методологическая база исследования: трансдисциплинарная научная парадигма, ориентированная на преодоление дисциплинарной ограниченности и получение целостного научного знания о влиянии кризисных периодов на демонстративное потребление россиян.
Результаты исследования. Борьба с пандемией коронавируса, усложнение международной обстановки и начало военной спецоперации на территории Украины оказали влияние на поведение и состояние ценностных ориентаций россиян. Это влияние способствует формированию тенденции к вытеснению в перспективе из социокультурного пространства ценностных оснований и паттернов демонстративного потребления, сложившихся в контексте «общества потребления», и восстановлению регулятивного
и мотивационного функционала ценностей коллективизма и взаимопомощи в более сложных условиях.
Перспективы исследования связаны с дальнейшими исследованиями ценностных оснований и паттернов демонстративного поведения в российском обществе в контексте трансформационных геополитических процессов.
Ключевые слова:
демонстративное потребление, коронакризис, «общество потребления», потребительские практики, символические коды, ценности, горизонтальные социальные связи, коллективная взаимопомощь
Литература
1. Андреева А.Л. Ожидание надежды и образы будущего // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. - 2021. - № 2. - С. 90- ЮЗ. - DOI 10.19181/INAB.2021.2.7. - EDN ZZTUFV.
2. Артемова Т. И. Эволюция феномена демонстративного потребления и его черты в современном российском обществе // Инновации и инвестиции. - 2021. - № 2. - С. 15-18. - EDN JHEKPB.
3. Горшков М. К. Российский социум в условиях кризисного развития: контекстный подход (статья 2) // Социологические исследования. - 2017. - № 1(393). - С. 5-13. - EDN VNNHWI.
4. Прутцева А. К. Определяющие факторы культуры потребления в современной России // Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Москва, 04 декабря 2018 года / под редакцией А. В. Ярашевой, О. А. Александровой, Н. В. Аликперовой. - М. : ОАО Фабрика офсетной печати, 2019. - С. 102-108. - EDN MPRVLU.
5. Залунин В. И. Социально-культурный проект постмодерна / В. И. Залунин, А. С. Немнонов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 11-2(101). - С. 161-167. - DOI 10.23670/IRJ.2020.101.11.064. - EDN KRHOVI.
6. Каравай А. В. Распространенность конструктивных и деструктивных видов экономической активности и практик наращивания человеческого потенциала // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. - 2021. - № 2. - С. 60-71. - DOI 10.19181/INAB.2021.2.5. - EDN PQUUTK.
7. Коленникова Н. Д. Воздействие пандемии на социально-психологическое самочувствие и поведение россиян // Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). Российское общество в условиях пандемии: год спустя (опыт социологической диагностики). - 2021. - № 2. - С. 18-32. DOI 10.19181/INAB.2021.2.2
8. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества - М. : АСТ, 2002. - 526 с.
9. Рослякова Н. А. Коронакризис и трансформация потребительского спроса в регионах России / Н. А. Рослякова, И. В. Митрофанова, Л. В. Дорофеева // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2020. - Т. 10. - № 5-1. - С. 447-467.- DOI 10.34670/AR.2020.46.64.052. - EDN DNQNXP.
10. Тихонова Н. Е. Изменения в ценностях и установках россиян: зона устойчивости и новые доминанты // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. - 2021. - № 2. - С. 47-59. - DOI 10.19181/INAB.2021.2.4. - EDN HUOHMB.
2. Артемова Т. И. Эволюция феномена демонстративного потребления и его черты в современном российском обществе // Инновации и инвестиции. - 2021. - № 2. - С. 15-18. - EDN JHEKPB.
3. Горшков М. К. Российский социум в условиях кризисного развития: контекстный подход (статья 2) // Социологические исследования. - 2017. - № 1(393). - С. 5-13. - EDN VNNHWI.
4. Прутцева А. К. Определяющие факторы культуры потребления в современной России // Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Москва, 04 декабря 2018 года / под редакцией А. В. Ярашевой, О. А. Александровой, Н. В. Аликперовой. - М. : ОАО Фабрика офсетной печати, 2019. - С. 102-108. - EDN MPRVLU.
5. Залунин В. И. Социально-культурный проект постмодерна / В. И. Залунин, А. С. Немнонов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 11-2(101). - С. 161-167. - DOI 10.23670/IRJ.2020.101.11.064. - EDN KRHOVI.
6. Каравай А. В. Распространенность конструктивных и деструктивных видов экономической активности и практик наращивания человеческого потенциала // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. - 2021. - № 2. - С. 60-71. - DOI 10.19181/INAB.2021.2.5. - EDN PQUUTK.
7. Коленникова Н. Д. Воздействие пандемии на социально-психологическое самочувствие и поведение россиян // Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). Российское общество в условиях пандемии: год спустя (опыт социологической диагностики). - 2021. - № 2. - С. 18-32. DOI 10.19181/INAB.2021.2.2
8. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества - М. : АСТ, 2002. - 526 с.
9. Рослякова Н. А. Коронакризис и трансформация потребительского спроса в регионах России / Н. А. Рослякова, И. В. Митрофанова, Л. В. Дорофеева // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2020. - Т. 10. - № 5-1. - С. 447-467.- DOI 10.34670/AR.2020.46.64.052. - EDN DNQNXP.
10. Тихонова Н. Е. Изменения в ценностях и установках россиян: зона устойчивости и новые доминанты // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. - 2021. - № 2. - С. 47-59. - DOI 10.19181/INAB.2021.2.4. - EDN HUOHMB.
Статья
Поступила: 09.09.2022
Опубликована: 01.12.2022
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Печкуров, И. В. (2022). Демонстративное потребление в контексте влияния кризисных периодов. Гуманитарий Юга России, 11(5), 134-144. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.5.11
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ