Этос современного образования

Научная статья
  • Татьяна Игоревна Ерошенко Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия eroschenko-1970@mail.ru
    Elibrary Author_id 319649
  • Маргарита Васильевна Финько Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия mvfinko@mail.ru
    Elibrary Author_id 462020
Для цитирования
Ерошенко Т. И., Финько М. В. Этос современного образования // Гуманитарий Юга России. 2022. Том 11. № 5. С. 122-133. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.5.10 EDN: FDIHFP

Аннотация

Цель исследования - выявить методологи­ческие и методические возможности фило­софии образования в совершенствовании образовательного процесса в российском обществе. Методологическая база исследования. Авторы придают большое значение иссле­дованию феномена этоса образования. Под этосом образования подразумевается функ­ционирующая в образовательном процессе совокупность нравственно-моральных цен­ностей, которыми реально руководствуются субъекты процесса образования: учащие и учащиеся. Этос образования определяется не программными инструкциями и доку­ментами: официальными и неофициаль­ными, а результатами деятельности всей образовательной системы, ее влияния на социум, его развитие. Предметом филосо­фии образования, полагают авторы, явля­ются процессы, происходящие в образова­тельном или педагогическом пространстве социума. Под этим пространством подразу­мевается единство всех функционирующих воспитательных и учебных заведений и всего остального социума. В живом социу­ме нет и не может быть педагогической пу­стоты. В каждой точке социума имеет место  воспитание: хорошее или плохое. Для уча­щих и учащихся это создает дополнитель­ные трудности. Однако цифровизация соз­дает условия преодоления этих трудностей. Высвобождение массы людей из основного производственного цикла позволяет увели­чить число учащих, уменьшить количество учащихся в аудиториях и группах. Результаты исследования. Понятие этоса образования позволяет авторам статьи про­анализировать одну из самых актуальных проблем современного образования - про­блему формирования нравственно-мораль­ных качеств личности. Авторы показывают возрастание значимости этой проблемы на фоне ведущейся агрессивными силами За­пада мировой гибридной войны, составной частью которой является ментальная война. Основным оружием противника в этой вой­не становятся ложь и клевета. Перспективы исследования. Увеличение числа обучающих как основное направле­ние стабилизации образования позволит не только смягчить негативное воздействие общения с компьютерами, но и создаст бо­лее благоприятные условия для отторжения подрастающим поколением и лжи, и клеве­ты, для воспитания в российском образова­тельном пространстве личности граждани­на патриота и гуманиста.  
Ключевые слова:
образование, человек, мораль, «этос» образования, ценности, социум, капитализм, информационное общество, когнитивные войны, ментальные войны

Биографии авторов

Татьяна Игоревна Ерошенко, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор философских наук, профессор
Маргарита Васильевна Финько, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор философских наук, профессор кафедры философии и мировых религий

Литература

1. Бакштановский В. И. Социология морали: нормативно-ценностные системы / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов // Социологические исследования. - 2003. - № 5(229). - С. 8. - EDN OOOTIP.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество : опыт социального прогнозирования / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. - М. : Academia, 2004. (ОАО Можайский полигр. комб.). - 783 с. - ISBN 5-87444-203.

3. Брызгалина Е. В. Цифровые трансформации педагогики: опыт повышения квалификации / Е. В. Брызгалина, Д. А. Алексеева, Э. Д. Дряева // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - № 5. - С. 161-167. - DOI 10.31992/0869-3617-2021-30-5-161167. - EDN ZZODCK.

4. Вебер М. Избранное. Образ общества : [Пер. с нем.] - М. : Юрист, 1994. - 702 с. - ISBN 5-7357-0048-0.

5. Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма; [пер. с нем.: М. И. Левина, П. П. Гайденко, А. Ф. Филиппов]. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : РОС- СПЭН, 2006. - 648 с. - ISBN 5-8243-0421-1.

6. Гармонова А. В. Оценки преподавателями изменений в высшем образовании России: трансформация или стагнация? / А. В. Гармонова, Д. В. Щеглова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2020. - Т. 13. - № 4. - С. 476-494. - DOI 10.21638/spbu12.2020.408. - EDN SGYRHJ.

7. Зборовский Г. Е. Можно ли быть вместе, находясь врозь: студенты и преподаватели в вузе // Социологические исследования. - 2018. - № 9(413). - С. 49-58. - DOI 10.31857/S013216250001958-6. - EDN YMRIMP.

8. Зборовский Г. Е. Доверие в высшем образовании как социологическая проблема / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова // Социологический журнал. - 2018. -Т. 24. - № 4. - С. 93-112. - DOI 10.19181/socjour.2018.24.4.6099. - EDN YROUHJ.

9. Кара-Мурза С. Г. Идеология и мать ее наука. - М. : Алгоритм, 2002. - 253 с. - (Тропы практического разума). - ISBN 5-9265-0046-6.

10. Ключарев Г. А. О подготовке инженерных кадров для наукоемких производств (взгляд работодателей) // Социологические исследования. - 2020. - № 3. - С. 51-59. - DOI 10.31857/S013216250008820-5. - EDN IOBKBL.

11. Кузнецов И. С. Доверительные стратегии согласования интересов в образовании // Социологический журнал. - 2019. - Т. 25. - № 2. - С. 138-152. - DOI 10.19181/socjour.2019.25.2.6390. - EDN HZKHRJ.

12. Мигушов К. А. Философско-этический анализ понятий «мораль», «нравственность», «этос» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2017. - № 4. - С. 160-166. - EDN YLSIVQ.

13. Патяева Е. Ю. Системы социокультурного мотивирования: концептуальная модель // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2013. - № 1. - С. 24-41. - EDN PXSTUT.

14. Пригожин А. И. Российский этос: обогащение или лечение? // Общественные науки и современность. - 2006. - № 2. - С. 29-52. - EDN HUIKBN.

15. Семёнов Ю. И. Как возникло человечество; Гос. публ. ист. б-ка России. - 2. изд., с новым предисл. и прил. - М. : Гос. публ. ист. б-ка России, 2002. - 788 с. - ISBN 5-85209-110-3.

16. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / [пер. с англ. М. Б. Левина]. - М. : Изд-во ACT : Полиграфиздат, 2010. - 588 с. - (Психология). ISBN 978-5-17-059140-4.

17. Селезнева А. В. Социокультурные угрозы и риски в современной России / А. В. Селезнева, Е. Б. Шестопал // Социологические исследования. - 2018. - № 10(414). - С. 90-99. - DOI 10.31857/S013216250002161-0. - EDN YOUXUT.
Статья

Поступила: 19.09.2022

Опубликована: 01.12.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Ерошенко, Т. И., & Финько, М. В. (2022). Этос современного образования. Гуманитарий Юга России, 11(5), 122-133. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.5.10
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ