Опыт определения и типологии «фейковых новостей»

Научная статья
  • Артур Владимирович Атанесян Ереванский государственный университет, Ереван, Армения atanesyan@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-8458-2447
    Elibrary Author_id 962408
Для цитирования
Атанесян А. В. Опыт определения и типологии «фейковых новостей» // Гуманитарий Юга России. 2022. Том 11. № 5. С. 55-67. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.5.4 EDN: CRLQDR

Аннотация

Целью исследования является определение и типологизация «фейковых новостей», исходя из структурно-содержательных особенностей новостных и околоновостных потоков, а также актуального опыта классификации «фейков» в немногочисленных современных публикаци­ях западных и отечественных авторов. Методологическая база исследования включает структурный подход к новостно­му контенту, а также критический подход к определениям «фейковых новостей» на ос­нове существующего опыта. Результаты исследования. «Фейковые но­вости» типологизированы по форме подачи и особенностям контента, а также рассмо­трены факторы их распространения в СМИ и социальных медиа. Несмотря на распростра­ненные попытки сузить содержание понятия «фейковые новости» и исключить из него ряд категорий, непосредственно не связанных с новостями, а также представить их создание и распространение как продукт преимуще­ственно социальных медиа, предлагается более реалистичный подход, основанный на политизированности прежде всего традици­онных СМИ и предполагающий их ангажи рованность. Соответственно, предлагается расширить рамки выявления «фейковых но­востей» с включением в их типологизацию различных форм пропаганды, политической рекламы, в некоторых случаях - политиче­ского юмора и других форм околоновостной информации, подаваемой и воспринимаемой аудиторией в качестве новостных сюжетов. Перспективы исследования. Исследование «фейковых новостей» перспективно с точки зрения эффективности управления информа­ционными потоками, информационной без­опасности общества, а также дальнейшего развития актуальных теоретико-прикладных направлений в социологии коммуникаций, политической социологии и журналистике.    
Ключевые слова:
«фейковые новости», коммуникация, СМИ, социальные медиа, пропаганда, медиафрейминг

Биография автора

Артур Владимирович Атанесян, Ереванский государственный университет, Ереван, Армения
Доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной социологии

Литература

1. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры - М. : Республика: Культурная революция, 2006. - 268 с. (Мыслители XX века). - ISBN 5-250-01894-7.

2. Липпман У. Общественное мнение. - М. : Ин-т Фонда «Обществ. мнение», 2004 (ППП Тип. Наука). - 382 с. - ISBN 5-93947016-5.

3. Манойло А. В. Зарубежные научные подходы к исследованию «фейковых новостей» в мировой политике / А. В. Манойло, А. Э. Попадюк // Россия и современный мир. - 2020. - № 2(107). - С. 285-300. - DOI 10.31249/rsm/2020.02.17. - EDN RAOKWI.

4. Жолудь Р. В. Фейковые новости в Эру постправды: функциональные аспекты // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2019. - № 3. - С. 101-104. - EDN DVEZIP.

5. Atanesyan A. Media Framing on Armed Conflicts: Limits of Peace Journalism on the Nagorno-Karabakh Conflict // Journal of Intervention and Statebuilding. - 2020. - № 14(4). - Pp. 534-550. - DOI: 10.1080/17502977.2020.1780018.

6. Qelik H. The Myth of Objectivity in the News and Internet Journalism in Turkey // International of Journal Turcologia. - 2012. - № VII. - Pp. 113-130.

7. Damstra A. What Does Fake Look Like? A Review of the Literature on Intentional Deception in the News and on Social Media / A. Damstra, H. G. Boomgaarden, E. Broda, E. Lindgren et al. // Journalism Studies. - 2021. - № 22(14). - Pp. 1947-1963. - DOI: 10.1080/1461670X.2021.1979423/.

8. Egelhofer J. L. Fake news as a twodimensional phenomenon: a framework and research agenda / J. L. Egelhofer, S. Lecheler // Annals of the International Communication Association. - 2019. - DOI: 10.1080/23808985.2019.1602782

9. Entman R. M. Cascading Activation: Contesting the White House’s Frame After 9/11 // Political Communication. - 2003. - № 20. - Pp. 415-432.

10. Guess A. Misinformation, Disinformation, and Online Propaganda / A. Guess, B. Lyons // N. Persily & J. Tucker (Eds.) Social Media and Democracy: The State of the Field, Prospects for Reform (SSRC Anxieties of Democracy). Cambridge: Cambridge University Press, 2020. - Pp. 10-33.

11. Jowett G. S. Propaganda and Persuasion (5th ed.). / G. S. Jowett, V O’Donnell. - London : Sage, 2012. - 422 p.

12. Molina M. D. «Fake News» Is Not Simply False Information: A Concept Explication and Taxonomy of Online Content / M. D. Molina, S. S. Sundar, T. Le, D. Lee // American Behavioral Scientist. - 2021. - № 65(2). - P. 180212. - DOI: 10.1177/0002764219878224.

13. Marin-Sanchiz C. R. Survival Strategies in Freelance Journalism: An Empowering Toolkit to Improve Professionals’ Working Conditions / C. R. Marin-Sanchiz, M. Carvajal, J. L. Gonzalez- Esteban // Journalism Practice. - 2021. - № 1-24. - DOI: 10.1080/17512786.2021.1929414.

14. Palczewski M. The term news - its concept and definition in Anglo-Saxon tradition. A review and classification attempt // Studia Medioznawcze. - 2009. - №3 (38). - Pp. 50-65.

15. Simons G. The what, how and why of fakenews: An overview. World of Media / G. Simons, A. Manoilo // Journal of Russian Media and Journalism Studies. - 2021. - № 2. - Pp. 35-54. - DOI: 10.30547/worldofmedia.2.2021.2.

16. Tandoc Jr. E. C. Defining «Fake News» / E. C. Tandoc Jr., Lim Zh Wei, R. Ling // Digital Journalism. - 2018. - № 6(2). - Pp. 137-153. - DOI: 10.1080/21670811.2017.1360143.
Статья

Поступила: 26.09.2022

Опубликована: 01.12.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Атанесян, А. В. (2022). Опыт определения и типологии «фейковых новостей». Гуманитарий Юга России, 11(5), 55-67. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.5.4
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ