Формирование демонстративного потребления в советский период истории российского общества

  • Илья Васильевич Печкуров Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Ростов-на-Дону, Россия i.pechkurov@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-4551-6062
    elibrary Author_id 911507
    ResearchID AFR-0940-2022
Для цитирования
Печкуров И. В. Формирование демонстративного потребления в советский период истории российского общества // Гуманитарий Юга России. 2022. Том 11. № 4. С. 136-146. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.4.10 EDN: MEJTMK

Аннотация

Цель исследования − анализ предпосылок формирования демонстративного потребления в современном российском обществе, имевших место в советский период его развития. Методологическая база исследования: трансдисциплинарная научная парадигма, ориентированная на преодоление дисциплинарной ограниченности и получение целостного научного знания о сущности демонстративного потребления в российском обществе.   Результаты исследования. Автор прослеживает изменения отношения к потреблению и потребительского поведения населения от дореволюционного периода, когда доминировали ценности и установки, генетически восходящие к аскетическому социокультурному коду, сформированному под влиянием православной религии, до позднесоветского, характеризующегося наличием двойных потребительских стандартов у массового слоя и представителей партийно-советской номенклатуры. Показывая, как в условиях хронического товарного дефицита, в том числе и искусственно создаваемого, формировалась ассоциация между элитными социально-статусными позициями номенклатуры и брендовым потреблением, автор обосновывает укорененность практик демонстративного потребления современных россиян в реалиях советского периода с его двойными стандартами потребления и двойственным отношением к официальной идеологии, пропагандировавшей бытовой аскетизм и трудовой этос на основе переформатированного традиционного социокультурного кода.   Перспективы исследования связаны с дальнейшим исследованием демонстративного потребления в российском обществе, особенно в эпоху глобальных геополитических трансформаций и санкционной политики, влекущих за собой трансформацию потребительского поведения не только в российском обществе, но и во всем мире.  
Ключевые слова:
демонстративное потребление, социокультурный код, аскетизм, двойные потребительские стандарты, партийно-советская номенклатура, идеология, имитация, товарный дефицит

Биография автора

Илья Васильевич Печкуров, Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Литература

Баранова А. В. Советское потребительство // Потребление как коммуникация – 2009 : материалы V Междунар. конф., 26–27 июня 2009 г. / под ред. В. И. Ильина, В. В. Козловского. − СПб.: Интерсоцис, 2009. − С. 36–39.

Брусиловская Л. Б. Культура повседневности в эпоху оттепели (метаморфозы стиля) // Общественные науки и современность. − 2001. − № 1. − С. 168–172.

Дебор Г. Общество спектакля / пер. с фр. C. Офертаса и М. Якубович. − М.: Логос, 1999. − 224 с.

Давыдов А. П. Социокультурный раскол в современной России: в поисках середины // Личность. Культура. Общество. − 2021. – Т. XXIII, вып. 1–2 (109–110). − С. 64–75. – DOI: 10.30936/1606_951X_2021_23_1_2_64_75. EDN: CFQMVV.

Ильин А. Н. Перманентное обновление вещей как способ демонстрации статуса в обществе потребления // Социологическая наука и социальная практика. − 2016. – Т. 4, № 3. − С. 38–53. – DOI: 10.19181/snsp.2016.4.3.4577. EDN: WLZUSD.

Лебедева Н. Почему выдохлась критика праздного класса? Реалии фактические и дискуссионные // Логос. − 2019. − № 1 (128). − С. 27–51. – DOI: 10.22394/0869-5377-2019-1-27-49. EDN: YYKMXJ.

Левада Ю. «Человек советский»: проблема реконструкции исходных форм // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. − 2001. − № 2 (52). EDN: GZIQSR.

Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Вехи экономической мысли / сост. и общ. ред. В. М. Гальперина. Т. 1 : Теория потребительского поведения и спроса. – СПб.: Экономическая школа, 1999. − С. 304–325.

Мареева С. Неравенство в России в международном контексте: доходы, богатство, возможности / C. Мареева, Е. Слободенюк // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. − 2018. − Т. 126, № 1–2. − С. 30–46. – DOI: 10.24411/2070-5107-2018-00002. EDN: YKKDCX.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. – М.: ACT, 2003. − 526 с.

Опарина Н. А. Множественность факторов демонстративного потребления: эволюция исследований / Н. А. Опарина, Г. С. Цветкова // Современные проблемы науки и образования. − 2014. − № 5. − URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15282 (дата обращения: 15.08.2022). EDN: SZVOUL.

Тульчинский Г. Л. Культура в шопе // Нева. − 2007. − № 2. − С. 132–134.

Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографического исследования системы, 1986–1989 гг. – СПб.: Наука, 1993. − 340 с. EDN: RFESJB.
Статья

Поступила: 16.08.2022

Опубликована: 10.09.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Печкуров, И. В. (2022). Формирование демонстративного потребления в советский период истории российского общества. Гуманитарий Юга России, 11(4), 136-146. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.4.10
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ