Формирование творческой личности молодого поколения в современной художественной образовательной среде ВУЗа

  • Елена Анатольевна Горячева Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия eagorva@yandex.ru
    elibrary Author_id 727400
  • Ирина Михайловна Власова Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия iya_tana@mail.ru
    elibrary Author_id 619489
Для цитирования
Горячева Е. А., Власова И. М. Формирование творческой личности молодого поколения в современной художественной образовательной среде ВУЗа // Гуманитарий Юга России. 2022. Том 11. № 4. С. 103-114. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.4.7 EDN: OHSMJM

Аннотация

Цель исследования – изучение феномена искусства в формировании творчески развитой личности молодого поколения в системе художественного образования высшей школы в условиях информационного цифрового общества. Методологическая база исследования. Процесс трансформации образовательного пространства в условиях информационного цифрового общества предполагает применение системного трансдисциплинарного подхода, в основе которого − наличие культурного кода как инварианта во всех дисциплинах и изучаемых аспектах, ценностно-ориентационном, личностном, коммуникативно-деятельностном, диалектическом подходах. Исследование основано на концепциях гуманистического, личностно ориентированного образования, индивидуального развития студентов для формирования развивающейся, творческой личности студентов в художественной среде. Результаты исследования. В целом перед обществом и специалистами высшей школы была поставлена государственная цель становления личности молодого поколения − личности образованной, творческой, ориентирующейся в информационных потоках, с твердой гражданской позицией, воспитанной на культурных традициях[1]. В обстановке становления информационного общества и развивающейся системы цифрового образования возникает проблема формирования творческих способностей студентов в условиях гуманистического развитии данного процесса. Цифровая среда содержит риски и проблемы. При этом использование новых технологий создает дополнительные перспективы: информационные, технологические, связанные с экономией времени на созидательный процесс. Что также способствует становлению творческой личности студента в новых условиях. Цифровая среда, участвующая в образовательном пространстве, содержит определенную базу и возможности, которые сейчас уже успешно используются в вузе для оптимизации обучения в рамках форм: очной, дистанционной и дополнительного образования. Система учебных занятий должна быть организована с учетом использования цифровых технологий в их максимальном применении для художественных специальностей.   Перспективы исследования. Содержание научно-методической базы и разнообразие визуальной информации обеспечивают полноценный процесс обучения и творческой реализации личностного потенциала студента художественного направления и дизайнера. На наш взгляд, большое значение имеет в творческом развитии студента применение проектной деятельности в нескольких вариантах: авторской, групповой и в сопровождении партнеров вуза. Что создает дополнительную мотивацию познания культурных ценностей общества, знакомство с новыми возможностями в творчестве и новую творческую среду.     [1] Национальный проект «Образование» / Система управления государством – URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 02.08.2022).
Ключевые слова:
творческая личность, молодое поколение, художественно-образовательная среда, высшая школа

Биографии авторов

Елена Анатольевна Горячева, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат социологических наук, доцент
Ирина Михайловна Власова, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор педагогических наук, профессор

Литература

Андрюхина Л. М. Концепты цифровой дидактики как основания проектирования опережающего образования педагогов профессионального обучения / Л. М. Андрюхина, Н. В. Ломовцева, Н. О. Садовникова // Профессиональное образование и рынок труда. − 2020. − № 1. − С. 30–43. – DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10103. EDN: YWJWNE.

Всемирная декларация о высшем образовании для XXI в.: подходы и практические меры ED-98/ CONF. 202/3 Париж. 9 октября 1998 г. − URL: https://docs.cntd.ru/document/90183953 (дата обращения: 22.07.2022).

Гагарин В. Е. О формировании трансдисциплинарной платформы научного искусства в Российской Федерации / В. Е. Гагарин, С. В. Ерохин., В. И. Штепа // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. − 2013. − № 11-2. − С. 115–120. − URL: https://appliedresearch.ru/ru/article/view?id=4459 (дата обращения: 27.07.2022). EDN: RHDLQP

Горячева Е. А. Дизайн и киберпространство в формировании творческой личности нового поколения / Е. А. Горячева, И. А. Клименко // Гуманитарий Юга России. − 2017. − № 5. − С. 78–85. – DOI: 10.23683/2227-8656.2017.5.10. EDN: ZNGTYH.

Горячева Е. А. Дизайн и современное искусство в становлении личности молодого поколения / Е. А. Горячева, И. А. Клименко // Социально-гуманитарные знания. − 2017. − № 7. − С. 99–105. EDN: ZEKXFR.

Луков В. А. Трансдисциплинарность в исследовании тезаурусов новых поколений // Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / под ред. В. Бажанова, Р.В. Шольца. − М.: 2015. − С. 484–501.

Поликарпов В. С. Ментальная война Запада против России: значимость феномена искусства в формировании сознания молодежи / В. С. Поликарпов, Е. В. Поликарпова // Гуманитарий Юга России. – 2022. − № 2 (54), т. 11. − С. 164–179. – DOI: 10.18522/22278656.2022.2.13. EDN: WETAHX.

Goryacheva E. Innovations in education in the process of distance learning based on digital technologies / E. Goryacheva, O. Kartavtseva // XIV International Scientific and Practical Conference “State and Prospects for the Development of Agribusiness − INTERAGROMASH 2021”. Environmental Education and Training of Ecologists. E3S Web of Conferences 273. − 12114 (2021). − 22 June 2021. − DOI: 10.1051/e3sconf/202127312114.

Foresight Education: Values, Models and Technologies of Didactic Communication of the XXI Century / Ed. by M. R. Arpentieva, etc. − Toronto: Altaspera Publishing & Literary Agency Inc., 2018. − 560 p.

García-Carmona A. The Nature of Scientific Practice and Science Education / A. García-Carmona, J. A. Acevedo-Díaz // Rationale of a Set of Essential Pedagogical Principles Science & Education. − 2018. – Vol. 27, iss. 5-6. − P. 435-455. − 2018Sc&Ed..27.435G. − DOI: 10.1007/s11191-018-9984-9.

Zakharova N. Technologies of tutorial assistance in the visual activity distance education for the bachelors-designers / N. Zakharova, I. Vlasova, O. Kartavtseva // Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020), Divnomorskoe village, Russian Federation. Ed. by Rudoy, D.; Olshevskaya, A.; Kankhva, V.; E3S Web of Conferences. – 2020. – Vol. 210. − id. 22014. − 2020E3SWC.21022014Z. – DOI: 10.1051/e3sconf/202021022014.

Zierer K. Putting Learning Before Technology: The Possibilities and Limits of Digitalization. − New York: Routledge, 2019. − 120 p.
Статья

Поступила: 28.07.2022

Опубликована: 10.09.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Горячева, Е. А., & Власова, И. М. (2022). Формирование творческой личности молодого поколения в современной художественной образовательной среде ВУЗа. Гуманитарий Юга России, 11(4), 103-114. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.4.7
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ