Коммуникативные и идентификационные трансформации как сущностные проявления цифровой культуры
Научная статья
Для цитирования
Шевченко О. М., Штофер Л. Л. Коммуникативные и идентификационные трансформации как сущностные проявления цифровой культуры // Гуманитарий Юга России. 2022. Том 11. № 2. С. 180-190. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.2.14 EDN: GLWBXH
Аннотация
Цель исследования заключается в рассмотрении специфики цифровой культуры в контексте коммуникативных и идентификационных трансформаций.
Методологическую базу составляет конструктивистский подход, положения теории информационного общества, концепции цифровой культуры, теории идентичности.
Результаты исследования. В данной статье анализируется современная цифровая среда, которая задает параметры ценностных и ментальных установок личности, создавая новые коммуникационные практики и формируя новую цифровую идентичность. В условиях цифровой коммуникации повседневность (своя и чужая) становится объектом визуализации, делает прозрачной частную жизнь, лишая её такого качества традиционной культуры, как приватность. Конструирование виртуальных фантомов, позиционируемых в качестве индивидуально-личностных идентификаторов субъекта, и управление ими в социальных сетях свидетельствуют о переходе от исторически сложившейся эмоциональной основы идентификации к репрезентативно-демонстративным практикам, стремлению казаться, а не быть, характерному для визуальной цифровой культуры.
Перспективы исследования. Проблема развития цифровой культуры представляет научный и практический интерес в связи с необходимостью понимания специфики трансформации идентичности человека в условиях цифровизации всех сфер социальной жизни.
Ключевые слова:
информационная культура, цифровая культура, цифровая коммуникация, цифровая идентичность, цифровые трансформации, идентификационные фантомы, повседневность
Литература
Афанасьевская Н. В. Образ идентичности: смысловые границы понятия и роль в современной культуре // Диалог культур и цивилизаций : сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд-во МГЛУ, 2021. С. 175–182.
Багдасарян Р. Х., Гребеник А. В. Информационная культура личности и ее становление в современном обществе // Культура и время перемен. 2021. № 2 (33). С. 17–24.
Басалаева О. Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. Вып. 16, № 1 (182). С. 73–76.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. 788 с.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 322 с.
Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-Логос. Вып. 1 : Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1991. C. 39–50.
Гуреева А. Ю., Сизов С. В. Интернет-зависимость: современное состояние проблемы // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5, № 2. С. 127–129.
Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. 752 с.
Дроздова А. В. Визуализация повседневности в современной медиакультуре : дис. … д-ра культурологии. М., 2017. 347 с.
Егоров А. В. Информационная культура и ее волновой характер // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2016. № 3–4 (55). С. 102–110.
Жичкина А. Е., Белинская Е. П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// cyberpsy.ru/articles/self presentation_identity.
Кастельс M. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. M.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
Кондаков А. М., Костылева А. А. Цифровая идентичность, цифровая самоидентификация, цифровой профиль: постановка проблемы // Вестник РУДН. Информатизация образования. 2019. Т. 16, № 3. С. 207–218.
Ланир Дж. Вы не гаджет. Манифест. М.: Corpus, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.litmir.me/br/ ?b=150709&p=1.
Малыгина И. В. Идентичность в пространство посткультуры // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2019. Вып. 13 (829). С. 173–185.
Пикулёва О. А. Самопрезентация личности пользователей сети Интернет // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. Психология. 2013. Т. 5, № 4. С. 77–81.
Рягузова Е. В. Я как другой в интернет-пространстве: от я-репрезентации к я-идентификации // Известия Саратовского университета. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 2, вып. 2. С. 151–156.
Селютин А. А. Пространство и время в интернет-коммуникации: влияние постмодернизма // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 6 (260). С. 122–124.
Солодовник Л. В., Басай М. Ю. Виртуальные коммуникации как феномен межличностного общения в современном мире // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 18, № 2. С. 257–263.
Соловьева Л. Н. Цифровая идентичность как новый вид идентичности человека информационной эпохи // Общество: философия, история, культура. 2018. № 12 (56). С. 40–43.
Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010. 784 с.
Труфанова О. В. Социально-философские и этические аспекты самоопределения в цифровую эпоху // Вестник Новгородского филиала РАНХИГС. 2020. Т. 10, № 1 (12). С. 32–37.
Шахов Л. М. Положительное и негативное влияние Интернета на социализацию молодежи // Социально-экономические и демографические аспекты реализации национальных проектов в регионе : сб. ст. X Уральского демографического форума : в 2 т. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2019. Т. II. С. 429–435.
Шмидт Э., Коэн Дж. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государства / пер. с англ. С. Филина. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 368 с.
Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003. 336 с.
Bauman Z. Living in Utopia // Cultural politics in a global age. D. Held, H.L. Moore and K. Young (eds.). Oxford: Oxford University Press, 2007. Р. 316–323.
Gere C. Digital Culture. London: Reaktion Books, 2002. 222 p.
Harris J. Ll., Taylor P. A. Digital Matters, Theory and culture of the matrix. London: Routledge, 2005. 210 p.
Levinson P. Digital McLuhan: a guide to the information society. London: Routledge, 1999. 240 p.
Багдасарян Р. Х., Гребеник А. В. Информационная культура личности и ее становление в современном обществе // Культура и время перемен. 2021. № 2 (33). С. 17–24.
Басалаева О. Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. Вып. 16, № 1 (182). С. 73–76.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. 788 с.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 322 с.
Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-Логос. Вып. 1 : Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1991. C. 39–50.
Гуреева А. Ю., Сизов С. В. Интернет-зависимость: современное состояние проблемы // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5, № 2. С. 127–129.
Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. 752 с.
Дроздова А. В. Визуализация повседневности в современной медиакультуре : дис. … д-ра культурологии. М., 2017. 347 с.
Егоров А. В. Информационная культура и ее волновой характер // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2016. № 3–4 (55). С. 102–110.
Жичкина А. Е., Белинская Е. П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// cyberpsy.ru/articles/self presentation_identity.
Кастельс M. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. M.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
Кондаков А. М., Костылева А. А. Цифровая идентичность, цифровая самоидентификация, цифровой профиль: постановка проблемы // Вестник РУДН. Информатизация образования. 2019. Т. 16, № 3. С. 207–218.
Ланир Дж. Вы не гаджет. Манифест. М.: Corpus, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.litmir.me/br/ ?b=150709&p=1.
Малыгина И. В. Идентичность в пространство посткультуры // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2019. Вып. 13 (829). С. 173–185.
Пикулёва О. А. Самопрезентация личности пользователей сети Интернет // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. Психология. 2013. Т. 5, № 4. С. 77–81.
Рягузова Е. В. Я как другой в интернет-пространстве: от я-репрезентации к я-идентификации // Известия Саратовского университета. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 2, вып. 2. С. 151–156.
Селютин А. А. Пространство и время в интернет-коммуникации: влияние постмодернизма // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 6 (260). С. 122–124.
Солодовник Л. В., Басай М. Ю. Виртуальные коммуникации как феномен межличностного общения в современном мире // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 18, № 2. С. 257–263.
Соловьева Л. Н. Цифровая идентичность как новый вид идентичности человека информационной эпохи // Общество: философия, история, культура. 2018. № 12 (56). С. 40–43.
Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010. 784 с.
Труфанова О. В. Социально-философские и этические аспекты самоопределения в цифровую эпоху // Вестник Новгородского филиала РАНХИГС. 2020. Т. 10, № 1 (12). С. 32–37.
Шахов Л. М. Положительное и негативное влияние Интернета на социализацию молодежи // Социально-экономические и демографические аспекты реализации национальных проектов в регионе : сб. ст. X Уральского демографического форума : в 2 т. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2019. Т. II. С. 429–435.
Шмидт Э., Коэн Дж. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государства / пер. с англ. С. Филина. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 368 с.
Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003. 336 с.
Bauman Z. Living in Utopia // Cultural politics in a global age. D. Held, H.L. Moore and K. Young (eds.). Oxford: Oxford University Press, 2007. Р. 316–323.
Gere C. Digital Culture. London: Reaktion Books, 2002. 222 p.
Harris J. Ll., Taylor P. A. Digital Matters, Theory and culture of the matrix. London: Routledge, 2005. 210 p.
Levinson P. Digital McLuhan: a guide to the information society. London: Routledge, 1999. 240 p.
Статья
Поступила: 18.03.2022
Опубликована: 26.05.2022
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Шевченко, О. М., & Штофер, Л. Л. (2022). Коммуникативные и идентификационные трансформации как сущностные проявления цифровой культуры. Гуманитарий Юга России, 11(2), 180-190. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.2.14
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ