Риски архаизации в процессе регионализации высшего образования

Научная статья
  • Константин Викторович Воденко Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, Новочеркасск, Россия vodenkok@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-5283-0466
    Elibrary Author_id 289484
    ResearchID L-4112-2016
  • Ауес Мухамедович Кумыков Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, Нальчик, Россия auyes.kumykov@mail.ru
    Elibrary Author_id 185356
Выражение признательности
Статья выполнена в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-239.2022.2).
Для цитирования
Воденко К. В., Кумыков А. М. Риски архаизации в процессе регионализации высшего образования // Гуманитарий Юга России. 2022. Том 11. № 2. С. 141-151. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.2.11 EDN: WWDLRK

Аннотация

Цель исследования – выявить риски архаизации в процессе регионализации высшего образования как интеграции культурно-исторического, хозяйственно-экономическо­го и социально-ценностного компонента в рамках деятельности региональной высшей школы для обеспечения устойчивого развития в российских регионах. Методологическую базу исследования составляет трансдисциплинарный подход к определению понятия «архаизация».   Результаты исследования. На основе концептуального анализа делается вывод о том, что риски архаизации как подражание и воспроизведение доцивилизационных форм содержат вызов модернизации высшего образования в форме замещения ценностей как культурно-исторического наследия архаизмами, ориентированными на ретромодерн, самоизоляцию, что создает состояние адаптации, но не способствует регионализации высшего образования. Понимание рисков архаизации в структурно-организационном и деятельностном параметрах способствует политике ограничения архаизмов в высшем образовании и переводу работы на обеспечение преемственности в развитии вузовской системы. Перспективы исследования связаны с оценкой и ревизией традиций и инноваций в высшем образовании, и в этом контексте актуален анализ соотношения архаики и традиционности на региональном уровне.
Ключевые слова:
архаизация, регионализация, высшее образование, традиция, модернизация, подражание, инвазия

Биографии авторов

Константин Викторович Воденко, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, Новочеркасск, Россия
Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальных и гуманитарных наук
Ауес Мухамедович Кумыков, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, Нальчик, Россия
Доктор философских наук, профессор, проректор по воспитательной работе и социальным вопросам

Литература

Ахиезер А. С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема // Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 89–100.

Бедранов Г. Ш. Проблема архаизации на постсоветском пространстве. М.: Центр Льва Гумилева, 2013. 110 с.

Интеллектуальный колониализм на глобальном образовательном уровне. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2017. 229 с.

Ламажаа Ч. К. Архаизация общества. Тувинский феномен. М.: Либроком, 2012. 472 с.

Столицы и регионы современной России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя. М.: Весь мир, 2018. 312 с.

Сычева С. М. Проблемы архаизации: некоторые методологические подходы // Манускрипт. 2018. № 5 (91). С. 90–93.

Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М.: Гардарики, 2001. 398 с.

Хачатурян В. М. Архаизация и модернизация в современной России // Исторические повороты культуры. М.: Гражданское общество, 2012. 700 с.
Статья

Поступила: 25.02.2022

Опубликована: 26.05.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Воденко, К. В., & Кумыков, А. М. (2022). Риски архаизации в процессе регионализации высшего образования. Гуманитарий Юга России, 11(2), 141-151. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.2.11
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ