Риски архаизации в процессе регионализации высшего образования
Научная статья
Выражение признательности
Статья выполнена в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-239.2022.2).
Для цитирования
Воденко К. В., Кумыков А. М. Риски архаизации в процессе регионализации высшего образования // Гуманитарий Юга России. 2022. Том 11. № 2. С. 141-151. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.2.11 EDN: WWDLRK
Аннотация
Цель исследования – выявить риски архаизации в процессе регионализации высшего образования как интеграции культурно-исторического, хозяйственно-экономического и социально-ценностного компонента в рамках деятельности региональной высшей школы для обеспечения устойчивого развития в российских регионах.
Методологическую базу исследования составляет трансдисциплинарный подход к определению понятия «архаизация».
Результаты исследования. На основе концептуального анализа делается вывод о том, что риски архаизации как подражание и воспроизведение доцивилизационных форм содержат вызов модернизации высшего образования в форме замещения ценностей как культурно-исторического наследия архаизмами, ориентированными на ретромодерн, самоизоляцию, что создает состояние адаптации, но не способствует регионализации высшего образования. Понимание рисков архаизации в структурно-организационном и деятельностном параметрах способствует политике ограничения архаизмов в высшем образовании и переводу работы на обеспечение преемственности в развитии вузовской системы.
Перспективы исследования связаны с оценкой и ревизией традиций и инноваций в высшем образовании, и в этом контексте актуален анализ соотношения архаики и традиционности на региональном уровне.
Ключевые слова:
архаизация, регионализация, высшее образование, традиция, модернизация, подражание, инвазия
Литература
Ахиезер А. С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема // Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 89–100.
Бедранов Г. Ш. Проблема архаизации на постсоветском пространстве. М.: Центр Льва Гумилева, 2013. 110 с.
Интеллектуальный колониализм на глобальном образовательном уровне. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2017. 229 с.
Ламажаа Ч. К. Архаизация общества. Тувинский феномен. М.: Либроком, 2012. 472 с.
Столицы и регионы современной России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя. М.: Весь мир, 2018. 312 с.
Сычева С. М. Проблемы архаизации: некоторые методологические подходы // Манускрипт. 2018. № 5 (91). С. 90–93.
Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М.: Гардарики, 2001. 398 с.
Хачатурян В. М. Архаизация и модернизация в современной России // Исторические повороты культуры. М.: Гражданское общество, 2012. 700 с.
Бедранов Г. Ш. Проблема архаизации на постсоветском пространстве. М.: Центр Льва Гумилева, 2013. 110 с.
Интеллектуальный колониализм на глобальном образовательном уровне. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2017. 229 с.
Ламажаа Ч. К. Архаизация общества. Тувинский феномен. М.: Либроком, 2012. 472 с.
Столицы и регионы современной России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя. М.: Весь мир, 2018. 312 с.
Сычева С. М. Проблемы архаизации: некоторые методологические подходы // Манускрипт. 2018. № 5 (91). С. 90–93.
Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М.: Гардарики, 2001. 398 с.
Хачатурян В. М. Архаизация и модернизация в современной России // Исторические повороты культуры. М.: Гражданское общество, 2012. 700 с.
Статья
Поступила: 25.02.2022
Опубликована: 26.05.2022
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Воденко, К. В., & Кумыков, А. М. (2022). Риски архаизации в процессе регионализации высшего образования. Гуманитарий Юга России, 11(2), 141-151. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.2.11
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ