Демонстративное потребление в современном российском обществе: к методологии исследования в широком историко-культурном контексте
Научная статья
Для цитирования
Печкуров И. В. Демонстративное потребление в современном российском обществе: к методологии исследования в широком историко-культурном контексте // Гуманитарий Юга России. 2022. Том 11. № 2. С. 58-67. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.2.4 EDN: TYQRPO
Аннотация
Целью исследования является феномен демонстративного потребления в современном российском обществе.
Методологическую базу исследования составляют конструктивистский подход, феноменологическая дескрипция потребительских практик акторов и социокультурное исследование историко-культурного контекста его формирования.
Результаты исследования. В статье рассматривается феномен демонстративного потребления в современном российском обществе, формулируются основные подходы к его изучению в рамках методологической схемы, включающей в себя конструктивистский подход, феноменологическую дескрипцию потребительских практик акторов и социокультурное исследование историко-культурного контекста его формирования. Автор обосновывает исследовательскую эффективность данной методологической схемы, анализирует на ее основе специфику демонстративного потребления как символического языка современной индивидуалистической культуры, исследует в широком историко-культурном контексте социокультурные факторы формирования и распространения демонстративного потребления в современном российском обществе, показывает, что демонстративное потребление являет собой стратегию самоконструирования личной идентичности в редуцированном формате.
Перспективы исследования. Демонстративное потребление на массовом уровне представляет собой черту современного постмодернового мира, и его изучение открывает доступ к более глубокому постижению социальной и культурной сущности процессов современности.
Ключевые слова:
демонстративное потребление, общество потребления, потребительские практики, социальный символизм, культурно-исторические факторы, идеологический вакуум, консюмеризм, конструирование идентичности
Литература
Баханов А. Г. Двойственная природа престижного потребления: социологический анализ // Социологический альманах. 2013. № 4. С. 248–254.
Новак М. В. Идеология консюмеризма в массовой культуре современной России: философско-культурологический анализ : автореф. дис. … канд. филос. наук. Белгород, 2012. 22 с.
Охолина И. Е. Шопинг как вид досуга и проявление культуры массового консюмеризма в постиндустриальную эпоху // Вестник ТГПУ. 2014. № 4 (145). С. 31–34.
Черных С. С., Воденко К. В., Коваленко А. М., Чернов И. В. Демонстративное потребление молодежи в условиях экспансии информационного общества и глобальной цифровизации // Гуманитарий Юга России. 2019. № 8. С. 179–189.
Шевченко Д. Н. Функции потребления в социокультурной динамике российского общества : автореф. дис. … канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2009. 26 с.
Новак М. В. Идеология консюмеризма в массовой культуре современной России: философско-культурологический анализ : автореф. дис. … канд. филос. наук. Белгород, 2012. 22 с.
Охолина И. Е. Шопинг как вид досуга и проявление культуры массового консюмеризма в постиндустриальную эпоху // Вестник ТГПУ. 2014. № 4 (145). С. 31–34.
Черных С. С., Воденко К. В., Коваленко А. М., Чернов И. В. Демонстративное потребление молодежи в условиях экспансии информационного общества и глобальной цифровизации // Гуманитарий Юга России. 2019. № 8. С. 179–189.
Шевченко Д. Н. Функции потребления в социокультурной динамике российского общества : автореф. дис. … канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2009. 26 с.
Статья
Поступила: 24.03.2022
Опубликована: 26.05.2022
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Печкуров, И. В. (2022). Демонстративное потребление в современном российском обществе: к методологии исследования в широком историко-культурном контексте. Гуманитарий Юга России, 11(2), 58-67. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.2.4
Раздел
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО