Качество высшего образования: операционализация понятия
Научная статья
Выражение признательности
Статья выполнена в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-2582.2020.6) на тему «Государственная политика в сфере высшего образования и развитие инновационного потенциала молодежи: экономические и неэкономические детерминанты и механизмы в условиях регионализации социального пространства и ста-новления индустрии 4.0».
Для цитирования
Лацвеева А. В. Качество высшего образования: операционализация понятия // Гуманитарий Юга России. 2021. Том 11. № 4. С. 149-159. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.4.11
Аннотация
Цель исследования заключается в операционализации понятия «качество высшего образования» в социологическом дискурсе.
Методологическую базу исследования представляют современные социологические теории, в рамках которых осуществляется осмысление проблем развития высшего образования.
Результаты исследования. Определяется социальная и научная актуальность исследования заявленной проблемы, выделяются признаки качества высшего образования, устанавливаются его ресурсы (социальные, материально-технические и информационные), осуществляется отграничение от смежных понятий, а в завершение дается инструментальное определение, которое может быть использовано в научной полемике в новом формирующемся дискурсе, инициируемом «онлайнизацией» социального института высшей школы. Делается вывод о том, что в реальных образовательных практиках выход на понимание качества высшего образования возможен только через согласование представлений основных социальных акторов института высшей школы.
Перспективы исследования заключаются в дальнейшем осмыслении и эмпирической верификации проблем качества современного высшего образования.
Ключевые слова:
высшее образование, качество высшего образования, ресурсы качества высшего образования, эталон качества высшего образования, критерии оценки качества высшего образования, признаки качества высшего образования
Литература
1. Байденко В. И., Селезнева Н. А. Обеспечение качества высшего образования: современный опыт // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 122–135.
2. Воронцова Н. Л. Образование как услуга // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15, № 4. С. 56–62.
3. Исмаилова Н. П. Единое информационное образовательное пространство вуза: новый путь модернизации образовательной системы // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 1. С. 250–253.
4. Ковалев В. В., Дятлов А. В., Воденко К. В. Оценка качества онлайн-образования (по материалам фокусированных интервью в студенческих группах) // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). 2020. Т. 13, № 3. С. 6–14.
5. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социология власти. 2010. № 4. С. 212–223.
6. Мороз В. В. Креативность как аксиологический ресурс качества университетского образования // Западно-Сибирский педагогический вестник. 2014. № 1. С. 173–184.
7. Нечаев М. П. Личностно ориентированные образовательные технологии как ресурс развития качества образования // Гаудеамус. 2017. Т. 16, № 1. С. 38–44.
8. Сергеев А. Г., Баландина Е. А., Баландина В. В. Компетентность как ресурс в сфере управления качеством образования // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». 2009. Т. 1. С. 123–124.
9. Яшина Г. А. Ресурс повышения эффективности образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 1. С. 8–12.
2. Воронцова Н. Л. Образование как услуга // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15, № 4. С. 56–62.
3. Исмаилова Н. П. Единое информационное образовательное пространство вуза: новый путь модернизации образовательной системы // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 1. С. 250–253.
4. Ковалев В. В., Дятлов А. В., Воденко К. В. Оценка качества онлайн-образования (по материалам фокусированных интервью в студенческих группах) // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). 2020. Т. 13, № 3. С. 6–14.
5. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социология власти. 2010. № 4. С. 212–223.
6. Мороз В. В. Креативность как аксиологический ресурс качества университетского образования // Западно-Сибирский педагогический вестник. 2014. № 1. С. 173–184.
7. Нечаев М. П. Личностно ориентированные образовательные технологии как ресурс развития качества образования // Гаудеамус. 2017. Т. 16, № 1. С. 38–44.
8. Сергеев А. Г., Баландина Е. А., Баландина В. В. Компетентность как ресурс в сфере управления качеством образования // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». 2009. Т. 1. С. 123–124.
9. Яшина Г. А. Ресурс повышения эффективности образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 1. С. 8–12.
Статья
Поступила: 09.06.2021
Опубликована: 04.10.2021
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Лацвеева, А. В. (2021). Качество высшего образования: операционализация понятия. Гуманитарий Юга России, 11(4), 149-159. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.4.11
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ