Предикторы фаббинга в структуре социальных коммуникаций
Научная статья
Для цитирования
Григорьев Н. Ю., Чвякин В. А. Предикторы фаббинга в структуре социальных коммуникаций // Гуманитарий Юга России. 2021. Том 10. № 3. С. 90-101. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.3.7
Аннотация
Цель исследования обусловлена необходимостью выявления факторов риска, которые осложняют систему социальных коммуникаций в целом. В комплексе таких факторов ведущая роль принадлежит привлекательности виртуальной среды, которая позволяет заводить и поддерживать контакты на расстоянии, способствует расширению круга знакомств и анонимности коммуникаций, формированию виртуальной личности с любыми желаемыми характеристиками, возможности примерять любые роли и реализовывать их в процессе общения. Немаловажными являются субъективные факторы в качестве причин фаббинга. В таких случаях речь идет о комплексе личностных особенностей, которые предопределяют структуру коммуникационных характеристик конкретной личности. Основными причинами фаббинга являются ориентированность на виртуальную реальность, фактор тревожности и личностная неорганизованность.
Методологической базой исследования является общая теория социальной коммуникации с учетом поведенческого подхода в оценке фаббинга (V. Chotpitayasunondh, K. Douglas, J. A. Finkel, D. J. Kruger), а также принципы регуляции структурных моделей фаббинга при межличностном общении (A. Guazzini, M. Duradoni, A. Capelli, P. Meringolo, M. Beranuy, U. Oberst, X. Carbonell, A. Chamarro, K. Kircaburun и др.).
Результаты исследования. Фаббинг представляет собой сложное социально-коммуникативное явление, которое обусловлено совокупностью субъективных и объективных факторов. Проявлению фаббинга способствует привлекательность виртуальной реальности для современного человека. Основными предикторами фаббинга являются ориентированность на виртуальную реальность, тревожность и личностная неорганизованность субъекта.
Перспективы исследования предполагают разработку мер по профилактике фаббинга психолого-педагогическими средствами и с помощью технологий социального научения.
Ключевые слова:
фаббинг, социальные коммуникации, предикторы фаббинга, удовлетворенность общением, негативные последствия фаббинга
Литература
1. Голубева Н. А. Феноменология межличностного и межгруппового общения современной молодежи в реальном и виртуальном пространстве // Вестник РГГУ. Психология. Педагогика. Образование. 2018. № 2 (12). Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/fenomenologiya-mezhlichnostnogo-i-mezhgruppovogo-obscheniya-sovremennoy-molodezhi-v-realnom-i-virtualnom-prostranstve.
2. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 120 с.
3. Григорьев Н. Ю., Чвякин В. А. Фаббинг как неопределенное явление в структуре социальной девиантологии // Гуманитарий Юга России. 2021. № 2 (48). С. 27–37. DOI 10.18522/2227-8656.2021.2.2.
4. Гуляева М. А. Виды отказа от общения как коммуникативного акта // Известия ВГПУ. 2012. № 11.
5. Гуляева М. А. Стратегии отказа от общения // Известия ВГПУ. 2013. № 1 (76).
6. Есаулова К. С. К определению социальной смелости: в реальной жизни и интернет-коммуникации // Вестник РГГУ. Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 2 (4). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-opredeleniyu-sotsialnoy-smelosti-v-realnoy-zhizni-i-internet-kommunikatsii.
7. Кобызева В. О. Особенности виртуального общения в повседневных коммуникативных практиках молодежи // СИСП. 2010. № 1. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-virtualnogo-obscheniya-v-povsednevnyh-kommunikativnyh-praktikah-molodezhi-2.
8. Чвякин В. А., Григорьев Н. Ю. Фаббинг в структуре социальных коммуникаций: социологический анализ явления // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9, № 5. С. 150–161. DOI 10.18522/2227-8656.2020. 5.12.
9. Kircaburun K., Griffiths M. D. Problematic Instagram Use: The Role of Perceived Feeling of Presence and Escapism // Int. J. Ment. Health Addiction. 2018. P. 76.
2. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 120 с.
3. Григорьев Н. Ю., Чвякин В. А. Фаббинг как неопределенное явление в структуре социальной девиантологии // Гуманитарий Юга России. 2021. № 2 (48). С. 27–37. DOI 10.18522/2227-8656.2021.2.2.
4. Гуляева М. А. Виды отказа от общения как коммуникативного акта // Известия ВГПУ. 2012. № 11.
5. Гуляева М. А. Стратегии отказа от общения // Известия ВГПУ. 2013. № 1 (76).
6. Есаулова К. С. К определению социальной смелости: в реальной жизни и интернет-коммуникации // Вестник РГГУ. Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 2 (4). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-opredeleniyu-sotsialnoy-smelosti-v-realnoy-zhizni-i-internet-kommunikatsii.
7. Кобызева В. О. Особенности виртуального общения в повседневных коммуникативных практиках молодежи // СИСП. 2010. № 1. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-virtualnogo-obscheniya-v-povsednevnyh-kommunikativnyh-praktikah-molodezhi-2.
8. Чвякин В. А., Григорьев Н. Ю. Фаббинг в структуре социальных коммуникаций: социологический анализ явления // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9, № 5. С. 150–161. DOI 10.18522/2227-8656.2020. 5.12.
9. Kircaburun K., Griffiths M. D. Problematic Instagram Use: The Role of Perceived Feeling of Presence and Escapism // Int. J. Ment. Health Addiction. 2018. P. 76.
Статья
Поступила: 10.05.2021
Опубликована: 29.07.2021
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Григорьев, Н. Ю., & Чвякин, В. А. (2021). Предикторы фаббинга в структуре социальных коммуникаций. Гуманитарий Юга России, 10(3), 90-101. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.3.7
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ