Неоинституционализм как методология исследования эффективности управления высшим образованием

Научная статья
  • Тембот Батырбиевич Берсиров Кубанское бассейновое водное управление, Майкоп, Россия tbersey@mail.ru
Для цитирования
Берсиров Т. Б. Неоинституционализм как методология исследования эффективности управления высшим образованием // Гуманитарий Юга России. 2021. Том 10. № 3. С. 45-54. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.3.3

Аннотация

Цель исследования: выявление потенциала неоинституционального подхода для изучения инструментов государственного менеджеризма в повышении эффективности высшего образования. Методологическую базу исследования составляет неоинституциональная теория Д. Норта, содержащая достаточный когнитивный потенциал для изучения эффективности применения менеджеристских инструментов в практиках управления высшим образованием. Результаты исследования. Неоинституциональная парадигма обладает высоким потенциалом для изучения инструментов государственного менеджеризма в повышении эффективности высшего образования. Этот вывод подкрепляется несколькими основаниями. Во-первых, общеметодологическими. Теория новых институтов решает давно сформировавшуюся в социологии коллизию между изначально присущей данной науке акцентированностью на поисках критериев социальной устойчивости, социального равновесия, социальной стабильности и смещением в настоящее время акцентов на индивидуальные запросы и потребности отдельных акторов, потенциально увеличивающих конфликтогенный потенциал социума. Во-вторых, между неоинституционализмом и тематикой заявленной проблемы существует общее предметное пространство, выражающееся в общности решаемых задач, сходстве методов, тематических спектров, общности понятийного ряда. Перспективы исследования. В будущем мы планируем исследовать реальные управленческие менеджеристские практики, направленные на повышение эффективности высшего образования в России.
Ключевые слова:
менеджеризм, государственное управление, эффективность, менеджеристские инструменты, неоинституционализм, институциональное равновесие, контрактная экономика, трансакционные издержки

Биография автора

Тембот Батырбиевич Берсиров, Кубанское бассейновое водное управление, Майкоп, Россия
Кандидат социологических наук, заместитель руководителя; начальник отдела водных ресурсов по Республике Адыгея

Литература

1. Вольчик В. В., Савко П. О., Корытцев М. А., Оганесян А. А., Маскаев А. И. Трансакционные издержки в высшем образовании в контексте организационных и институциональных изменений // Journal of Economic Regulation. 2018. Т. 9, № 3. С. 57–68.

2. Дятлов А. В., Ковалев В. В. Трансформация института сити-менеджмента в муниципальном управлении Юга России // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 66–77.

3. Ковалев В. В., Дятлов А. В., Воденко К. В. Общественная состоятельность института сити-менеджмента в оценках населения Ростовской области и Республики Адыгеи // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). 2020. Т. 13, № 4. С. 127–139.

4. Култыгин В. П. Теория рационального выбора – возникновение и социальное состояние // Социологические исследования. 2004. № 1. С. 27–36.

5. Розмаинский И. В. Институционализм // Журнал институциональных исследований. 2010. Т. 2, № 4. С. 130–144.

6. Тюкавкин Н. М. Систематизация теоретических основ неоинституционализма // Вестник Самарского государственного университета. Экономика и управление. 2015. № 9/1 (131). С. 209–216.

7. Coleman J. S. The Role of Rights in a Theory of Social Action // Journal of Institutional and Theoretical Economics. 1993. Vol. 149. P. 213–232.

8. Demsetz H. Efficiency, Competition, and Policy. Vol. I–II. Oxford, 1988. P. 164–184.
Статья

Поступила: 12.03.2021

Опубликована: 29.07.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Берсиров, Т. Б. (2021). Неоинституционализм как методология исследования эффективности управления высшим образованием. Гуманитарий Юга России, 10(3), 45-54. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.3.3
Раздел
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ