Научно-образовательные кластеры в системе инновационного развития региона в условиях индустрии 4.0
Научная статья
Выражение признательности
Статья выполнена в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-2582.2020.6) на тему «Государственная политика в сфере высшего образования и развитие инновационного потенциала молодежи: экономические и неэкономические детерминанты и механизмы в условиях регионализации социального пространства и ста-новления индустрии 4.0».
Для цитирования
Воденко К. В., Черных С. С. Научно-образовательные кластеры в системе инновационного развития региона в условиях индустрии 4.0 // Гуманитарий Юга России. 2021. Том 10. № 1. С. 30-43. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.1.2
Аннотация
Целью статьи является социально-философский анализ формирования и дальнейшего развития научно-образова-тель¬ных кластеров в российских регионах с учётом перспектив дальнейшей глобали-зации отечественной экономики и обще-ства на основе ведущих трендов четвертой промышленной революции (индустрии 4.0). В данной связи были выявлены осо-бенности цифровизации науки и образо-вания в контексте институциональных и структурных барьеров российской эконо-мики, существенно препятствующих фор-мированию региональных научно-образовательных кластеров. Авторы статьи обращают внимание на высокую роль гос-ударства в планировании и реализации инновационных проектов, но при этом отмечают слабую активность инвестиро-вания частных компаний в сферу научных исследований. Тем не менее в заключение статьи делается вывод о высоком иннова-ционном потенциале научно-образо¬ва-тельных кластеров в качестве субъектов модернизации регионов. Вместе с тем от-мечается, что формирование рассматрива-емых кластеров связано не только с вы-годным географическим расположением и региональным потенциалом, но и с исто-рическим наследием, накопленным соци-альным и культурным капиталом конкрет-ных «кластерообразующих» университе-тов.
Ключевые слова:
научно-образовательный кластер, регионализация и глобализация науки, цифровая экономика, цифровизация образования, креативный класс
Литература
Андреева Н.В., Герасимов А.В. Подходы к разработке стратегии формирования регионального научно-образовательного кластера в условиях пространственного развития территорий // Управление. 2020. Т. 8, № 3. С. 16–23.
Аникин П.В., Фролова Н.Д. Кластеризация инновационно-образовательного пространства // Экономика образования. 2012. № 4. С. 91–99.
Боровская М.А., Масыч М. А., Паничкина М.В. Совершенствование системы непрерывного образования: кластерный и экосистемный подходы // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9, № 5. С. 15–35.
Волков Ю.Г. Креативный класс: поиск социологического концепта // Россия реформирующаяся: ежегодник. М.: Новый хронограф, 2010. Вып. 9. С. 43–60.
Герасимов А.В., Третьякова Л.А. Научно-образовательный кластер как механизм регионального развития // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 1026–1030.
Дегтярев А. К., Воденко К. В. Вуз как социально-экономическая система инновационного типа // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7, № 2. С. 109–121.
Инновационные кластеры в мире и в России. Режим доступа: // https:// delprof.ru/press-center/open-analytics/ innovatsionnye-klastery-rossii.
Камко Е.В., Кирдина-Чэндлер С.Г. Институциональная структура российской национальной инновационной системы: path defendence – эффект // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 1 (45).
Сафиуллин М.Р., Ельшин Л.А. Роль высшей школы в формировании региональных инновационных кластеров // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 10. С. 41–47.
Сорокина Н.Ю., Бабкин П.С. Организация взаимодействия региональных кластеров и научно-образовательной системы региона // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2012. № 2 (2). С. 6–13.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/.
Сухарев О.С. Некоторые императивы экономического лидерства России: развитие науки // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12, № 3. С. 25–36.
Сухарев О.С. Технологическая индустриализация: современность и новые возможности // Общество и экономика. 2020. № 7. С. 32–51.
Что такое цифровая экономика. Режим доступа: http://fingramota.org/teoriya-finansov/item/2198-chto-takoe-tsifrovaya-ekonomika.
Шваб К. Четвертая промышленная революция М.: Эксмо, 2016. 138 с.
Humphrey J., Schmitz H. Governance and upgrading: linking industrial cluster and global value chain research // IDS Working Paper No. 120. Brighton, 2000. UK: IDS Working Paper 120 Institute of Development Studies. 37 p.
Аникин П.В., Фролова Н.Д. Кластеризация инновационно-образовательного пространства // Экономика образования. 2012. № 4. С. 91–99.
Боровская М.А., Масыч М. А., Паничкина М.В. Совершенствование системы непрерывного образования: кластерный и экосистемный подходы // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9, № 5. С. 15–35.
Волков Ю.Г. Креативный класс: поиск социологического концепта // Россия реформирующаяся: ежегодник. М.: Новый хронограф, 2010. Вып. 9. С. 43–60.
Герасимов А.В., Третьякова Л.А. Научно-образовательный кластер как механизм регионального развития // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 1026–1030.
Дегтярев А. К., Воденко К. В. Вуз как социально-экономическая система инновационного типа // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7, № 2. С. 109–121.
Инновационные кластеры в мире и в России. Режим доступа: // https:// delprof.ru/press-center/open-analytics/ innovatsionnye-klastery-rossii.
Камко Е.В., Кирдина-Чэндлер С.Г. Институциональная структура российской национальной инновационной системы: path defendence – эффект // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 1 (45).
Сафиуллин М.Р., Ельшин Л.А. Роль высшей школы в формировании региональных инновационных кластеров // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 10. С. 41–47.
Сорокина Н.Ю., Бабкин П.С. Организация взаимодействия региональных кластеров и научно-образовательной системы региона // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2012. № 2 (2). С. 6–13.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/.
Сухарев О.С. Некоторые императивы экономического лидерства России: развитие науки // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12, № 3. С. 25–36.
Сухарев О.С. Технологическая индустриализация: современность и новые возможности // Общество и экономика. 2020. № 7. С. 32–51.
Что такое цифровая экономика. Режим доступа: http://fingramota.org/teoriya-finansov/item/2198-chto-takoe-tsifrovaya-ekonomika.
Шваб К. Четвертая промышленная революция М.: Эксмо, 2016. 138 с.
Humphrey J., Schmitz H. Governance and upgrading: linking industrial cluster and global value chain research // IDS Working Paper No. 120. Brighton, 2000. UK: IDS Working Paper 120 Institute of Development Studies. 37 p.
Статья
Поступила: 07.12.2020
Опубликована: 05.03.2021
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Воденко, К. В., & Черных, С. С. (2021). Научно-образовательные кластеры в системе инновационного развития региона в условиях индустрии 4.0. Гуманитарий Юга России, 10(1), 30-43. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.1.2
Раздел
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО