Молодые ученые в России и проблемы их профессионализации в научно-исследовательском дискурсе
Научная статья
Для цитирования
Иванченко О. С. Молодые ученые в России и проблемы их профессионализации в научно-исследовательском дискурсе // Гуманитарий Юга России. 2020. Том 9. № 6. С. 99-110. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.6.7
Аннотация
Развитие научного сообщества во многом детерминировано механизмом межпоколенческой преемственности в научной сфере и тем, насколько эффективно могут себя реализовать молодые ученые в научном мире, ведь, как хорошо известно, значимая часть научных открытий и достижений принадлежит молодым ученым. И это неудивительно, если учесть, что молодежь рассматривается как важнейший ресурс в социокультурной динамике каждого общества, источник его жизнеспособности. С этой точки зрения объясним интерес к месту и роли молодежи в научном сообществе, специфике профессиональной социализации и профессионализации молодых ученых. Проведенный анализ имеющихся точек зрения и позиций относительно профессионального становления и развития этой социально-профессиональной группы позволил выделить ряд проблем, которые формируют системный характер кризиса в области профессионализации молодых ученых в России. К ним относятся низкий уровень финансирования со стороны государства, падение уровня академической культуры, невысокий престиж профессии ученого, сложности закрепления в академической среде, что приводит к росту миграционных настроений и/или выходу из профессии ученого.
Ключевые слова:
молодые ученые, молодежь, наука, профессионализация, профессиональное развитие, интеллектуальная миграция, профессия
Литература
Ащеулова Н.А., Душина С.А. Академическая карьера молодого ученого в России // Инновации. 2012. № 7 (165). С. 60–68.
Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Как российская аспирантура выполняет свою главную миссию: наукометрические оценки // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 10. С. 9–24.
Бекова С.К., Джафарова З.И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 87–108.
Георгиев Г. Отпор оттоку. Как удержать талантливую молодежь в науке. Режим доступа: http://www.ras.ru/news/shownews. aspx?id=99b55941-0810-49a6-bc16-7b8a21bc6a84.
Государство поддержало молодых ученых, не определившись с их возрастом. Режим доступа: https:// www.mk.ru/science/ 2019/04/29/gosudarstvo-podderzhalo-molodykh-uchenykh-ne-opredelivshis-s-ikh-vozrastom.html.
Другова Е.А., Андраханов А.А., Больбасова Л.А., Коричин Д.А. Профессиональный рост молодого ученого: дефицитные ресурсы поддержки // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 2. С. 144–154.
Душина С.А., Ломовицкая В.М. Социальные детерминанты карьеры молодых ученых в период реформирования российской науки (на материалах полевого исследования) // Социологический альманах. 2016. № 7. С. 187–198.
Исследование показало, кем мечтают стать российские школьники. Режим доступа: https://ria.ru/20200601/1572267603. html.
Как государство поддерживает молодых ученых. Режим доступа: https:// minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEME NT_ ID=21478.
Макарова С.Н. Основные подходы к исследованию взаимосвязи понятий «профессиональная социализация» и «профессионализация» // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=28018.
Михаил Котюков о поддержке молодых ученых. Режим доступа: https:// ria.ru/ 20190628/1555987305.html.
Осипова О.Ю. Профессиональные компетенции, ценности и социальный статус молодых ученых региона // Регионология. 2011. № 2. Режим доступа: http:// regionsar.ru/node/698.
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р.
Престиж и доход: какие профессии выбирают россияне? Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3799 от 24 октября 2018 г. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid= 9387.
Российская молодежь: образование и наука / Н.В. Бондаренко, Ю.Л. Войнилов, Г.С. Волкова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 72 с.
Российские молодые ученые получили миллиарды рублей на исследования. Режим доступа: https:// lenta.ru/news/2020/11/ 30/molodie/
Хорошо там, где их нет? Почему молодежь готова бежать из России. Режим доступа: https://news.rambler.ru/other/43280009-horosho-tam-gde-ih-net-pochemu-molodezh-gotova-bezhat-iz-rossii/.
Эмиграционные настроения. Режим доступа: https://www.levada.ru/2019/11/26/ emigratsionnye-nastroeniya-4/.
Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Как российская аспирантура выполняет свою главную миссию: наукометрические оценки // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 10. С. 9–24.
Бекова С.К., Джафарова З.И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 87–108.
Георгиев Г. Отпор оттоку. Как удержать талантливую молодежь в науке. Режим доступа: http://www.ras.ru/news/shownews. aspx?id=99b55941-0810-49a6-bc16-7b8a21bc6a84.
Государство поддержало молодых ученых, не определившись с их возрастом. Режим доступа: https:// www.mk.ru/science/ 2019/04/29/gosudarstvo-podderzhalo-molodykh-uchenykh-ne-opredelivshis-s-ikh-vozrastom.html.
Другова Е.А., Андраханов А.А., Больбасова Л.А., Коричин Д.А. Профессиональный рост молодого ученого: дефицитные ресурсы поддержки // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 2. С. 144–154.
Душина С.А., Ломовицкая В.М. Социальные детерминанты карьеры молодых ученых в период реформирования российской науки (на материалах полевого исследования) // Социологический альманах. 2016. № 7. С. 187–198.
Исследование показало, кем мечтают стать российские школьники. Режим доступа: https://ria.ru/20200601/1572267603. html.
Как государство поддерживает молодых ученых. Режим доступа: https:// minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEME NT_ ID=21478.
Макарова С.Н. Основные подходы к исследованию взаимосвязи понятий «профессиональная социализация» и «профессионализация» // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=28018.
Михаил Котюков о поддержке молодых ученых. Режим доступа: https:// ria.ru/ 20190628/1555987305.html.
Осипова О.Ю. Профессиональные компетенции, ценности и социальный статус молодых ученых региона // Регионология. 2011. № 2. Режим доступа: http:// regionsar.ru/node/698.
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р.
Престиж и доход: какие профессии выбирают россияне? Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3799 от 24 октября 2018 г. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid= 9387.
Российская молодежь: образование и наука / Н.В. Бондаренко, Ю.Л. Войнилов, Г.С. Волкова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 72 с.
Российские молодые ученые получили миллиарды рублей на исследования. Режим доступа: https:// lenta.ru/news/2020/11/ 30/molodie/
Хорошо там, где их нет? Почему молодежь готова бежать из России. Режим доступа: https://news.rambler.ru/other/43280009-horosho-tam-gde-ih-net-pochemu-molodezh-gotova-bezhat-iz-rossii/.
Эмиграционные настроения. Режим доступа: https://www.levada.ru/2019/11/26/ emigratsionnye-nastroeniya-4/.
Статья
Поступила: 26.10.2020
Опубликована: 23.12.2020
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Иванченко, О. С. (2020). Молодые ученые в России и проблемы их профессионализации в научно-исследовательском дискурсе. Гуманитарий Юга России, 9(6), 99-110. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.6.7
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ