Китайский студент в российском вузе: тенденции выбора, проблемы адаптации, формирование отношений
Научная статья
Для цитирования
Дань Ч. Китайский студент в российском вузе: тенденции выбора, проблемы адаптации, формирование отношений // Гуманитарий Юга России. 2020. Том 9. № 5. С. 162-173. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.5.13
Аннотация
В материале предлагаемой статьи рассматривается проблема, связанная с тем, что отношения КНР и РФ приобретает новый характер, проявляющийся во всех сферах жизни общества. В том числе достаточно быстрыми темпами растет и качественно изменяется взаимодействие в столь значимой сфере, как образование, во многом определяющее характер и интенсивность сближения культур как специфической и перспективно направленной формы межнационального сближения. С этой точки зрения значительный интерес представляет анализ конкретных форм межкультурной трансформации образования в условиях глобализации и евроазиатской интеграции столь крупных образовательных систем, как Китай и Россия. Именно в этом плане статья предлагает социологический анализ ситуации, связанной с организацией образовательного процесса китайских студентов в российских вузах в оценках и отношениях самих студентов из Китая, что поможет лучше понять реальные проблемы их адаптации к новым условиям организации жизнедеятельности.
Ключевые слова:
высшее образование, иностранный студент, динамика образовательных систем России и Китая, выбор места образования в России, направленность профессионального выбора, характер трудностей включения в образовательный процесс
Литература
Где и как учатся граждане КНР в России. Режим доступа: https:// www.5top 100.ru/news/104492/.
Гурулева Т.Л. Совместные образовательные программы России и Китая: состояние и проблемы реализации // Высшее образование в России. 2018. Т. 12. С. 93–103.
Ло Ваньци, Болотова Е.Л. Проблемы реализации совместных образовательных программ в условиях сотрудничества российских и китайских вузов // Проблемы педагогического образования. 2019. Т. 1. С. 16–21.
Ло Маньпин. Обзор состояния обучения в России и его влияние на китайских студентов, обучающихся в России // Модернизация образования. 2019. № 638. С. 82–83.
Лю Байвэй, Сюй Мэйлин. Исследования и контрмеры проблемы по узким выборам специальности китайских студентов, обучающихся в России // Журнал Муданьцзянского педагогического колледжа (издание по философии и социальным наукам). 2014. Т. 6. С. 133–134.
Лю Джин, Ма Лина. Исследование текущей ситуации и тенденций развития высшего образования в странах, входящих в инициативу «один пояс и одна дорога» (30) на примере России // Информация образования всего мира. 2019. № 3213. С. 33–38.
Нин Юэси. Сравнение внутренних различий между китайскими и российскими моделями университетского образования // Взрослое образование Китая. 2017. Т. 11. С. 57–59.
О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 34 с. Режим доступа: http:// www.apu.fsin.su/ territory/Apu/declaration/2/rosina_VI.pdf.
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295. Режим доступа: http://static.government.ru/media/ files/0kPx2UXxuWQ.pdf.
О Федеральной целевой программе развития образования на 2006–2010 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803. Режим доступа: https://elementy.ru/Library9/ p803.htm.
Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Протокол от 30 мая 2017 г. № 6. Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/ 2017/06/education_export.pdf.
Россия – Китай: главное. Режим доступа: http://focus.sinorusfocus.com/p/11615. html.
Сюй Цзюань цзюань, Лю Цзе. Адаптивность китайских студентов в рамках трансграничного сотрудничества в области образования между китайскими и российскими приграничными университетами – на примере Маньчжурийского колледжа // Обзор образования. 2019. T. 804. С. 136–138.
Филимонова Н.Ю., Романюк Е.С. Китайские студенты в вузах России // Высшее образование в России. 2014. T. 8–9. С. 76–81.
Чжан Яньчэнь, Сунь Хунфэн. Исследование образовательной политики для иностранных студентов в России // Обзор образования. 2019. T. 2. С. 159–162.
Чжоу Дан. Анализ существующего положения преподавания русского языка для студентов, обучающихся в России, и основ обучения – на примере колледжа Хэйхэ // Акико (в середине года). 2017. T. 6.
Чи Хай. Китайско-российское трансграничное высшее образование: статус, проблемы и размышления // Исследование и оценки образования Шанхая. 2019. T. 801. С. 50–54.
Гурулева Т.Л. Совместные образовательные программы России и Китая: состояние и проблемы реализации // Высшее образование в России. 2018. Т. 12. С. 93–103.
Ло Ваньци, Болотова Е.Л. Проблемы реализации совместных образовательных программ в условиях сотрудничества российских и китайских вузов // Проблемы педагогического образования. 2019. Т. 1. С. 16–21.
Ло Маньпин. Обзор состояния обучения в России и его влияние на китайских студентов, обучающихся в России // Модернизация образования. 2019. № 638. С. 82–83.
Лю Байвэй, Сюй Мэйлин. Исследования и контрмеры проблемы по узким выборам специальности китайских студентов, обучающихся в России // Журнал Муданьцзянского педагогического колледжа (издание по философии и социальным наукам). 2014. Т. 6. С. 133–134.
Лю Джин, Ма Лина. Исследование текущей ситуации и тенденций развития высшего образования в странах, входящих в инициативу «один пояс и одна дорога» (30) на примере России // Информация образования всего мира. 2019. № 3213. С. 33–38.
Нин Юэси. Сравнение внутренних различий между китайскими и российскими моделями университетского образования // Взрослое образование Китая. 2017. Т. 11. С. 57–59.
О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 34 с. Режим доступа: http:// www.apu.fsin.su/ territory/Apu/declaration/2/rosina_VI.pdf.
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295. Режим доступа: http://static.government.ru/media/ files/0kPx2UXxuWQ.pdf.
О Федеральной целевой программе развития образования на 2006–2010 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803. Режим доступа: https://elementy.ru/Library9/ p803.htm.
Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Протокол от 30 мая 2017 г. № 6. Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/ 2017/06/education_export.pdf.
Россия – Китай: главное. Режим доступа: http://focus.sinorusfocus.com/p/11615. html.
Сюй Цзюань цзюань, Лю Цзе. Адаптивность китайских студентов в рамках трансграничного сотрудничества в области образования между китайскими и российскими приграничными университетами – на примере Маньчжурийского колледжа // Обзор образования. 2019. T. 804. С. 136–138.
Филимонова Н.Ю., Романюк Е.С. Китайские студенты в вузах России // Высшее образование в России. 2014. T. 8–9. С. 76–81.
Чжан Яньчэнь, Сунь Хунфэн. Исследование образовательной политики для иностранных студентов в России // Обзор образования. 2019. T. 2. С. 159–162.
Чжоу Дан. Анализ существующего положения преподавания русского языка для студентов, обучающихся в России, и основ обучения – на примере колледжа Хэйхэ // Акико (в середине года). 2017. T. 6.
Чи Хай. Китайско-российское трансграничное высшее образование: статус, проблемы и размышления // Исследование и оценки образования Шанхая. 2019. T. 801. С. 50–54.
Статья
Поступила: 20.08.2020
Опубликована: 09.12.2020
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Дань, Ч. (2020). Китайский студент в российском вузе: тенденции выбора, проблемы адаптации, формирование отношений. Гуманитарий Юга России, 9(5), 162-173. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.5.13
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ