Место Fake news в современных коммуникационных практиках

Научная статья
  • Татьяна Григорьевна Анистратенко Институт социологии ФНИСЦ РАН tanis63@list.ru
Для цитирования
Анистратенко Т. Г. Место Fake news в современных коммуникационных практиках // Гуманитарий Юга России. 2020. Том 9. № 5. С. 75-81. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.5.5

Аннотация

В данной статье предпринимается попытка наукоемкого осмысления феномена фейковых новостей и определения их места в современных моделях массовой коммуникации. Автор приходит к выводу, что поддельные новости как явление характерны для коммуникационных систем, обладающих большим количеством одновременно участвующих в процессе коммуникации акторов. Поддельные новости понимаются как продукт трансформации массмедиа, уходящих от институционализированных форм передачи информации в неосвоенное и трудно контролируемое цифровое пространство, на которое не действуют никакие ограничения. Сделан вывод о том, что с увеличением количества акторов, участвующих в массовой коммуникации, происходит неизбежное снижение качества новостных материалов, связанное со сложностью обеспечения их качества. Рефлексируя по поводу трактовки фейковых новостей как политического механизма дезинформации и средства недобросовестного оппортунистического обогащения, автор выдвигает предположение о том, что сам принцип потребления новостных продуктов меняется и граница между развлекательными и информационными материалами становится всё менее явной.
Ключевые слова:
Fake news, модели коммуникации, коммуникативное пространство, коммуникационная культура, глобализация, национальная безопасность, цифровизация, глобальная сеть

Биография автора

Татьяна Григорьевна Анистратенко, Институт социологии ФНИСЦ РАН
Доцент, кафедра прикладной конфликтологии и медиации

Литература

Брусенская Л.А., Куликова Э.Г. Фейк как элемент манипулирования общественным мнением // Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 5. C. 101–111.

Быков И.А., Медведева М.В. Медиаграмотность как часть системы информационной безопасности // Вестник МГОУ. История и политические науки. 2020. № 1. С. 24–32.

Горлов М., Боташева А.К. Проблемы массовой коммуникации в глобализирующемся обществе // Система ценностей современного мира. 2014. № 37.

Дорофеева В.В. Фейковые новости в современном медиапространстве // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. № 4. С. 774–786.

Ершов Ю.М. Феномен фейка в контексте коммуникационных практик // Вестник Томского гос. университета. Филология. 2018. № 52. С. 245–256.

Манойло А.В. «Фейковые новости» как угроза национальной безопасности и инструмент информационного управления // Вестник Московского университета. Серия 12 : Политические науки. 2019. № 2. С. 37–44.

Никифорова О.О. Политический дискурс, политическая коммуникация и СМИ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 6 (33). С. 36–41.

Чанышева З.З. Информационные технологии смысловых искажений в кликбейт-заголовках // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2016. № 4. С. 54–62.

Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society. Urbana: University of Illinois Press, 1960. P. 117–130.

Sukhodolov A.P., Bychkova A.M. Fake news as a modern media phenomenon: definition, types, role of fake news and ways of counteracting it // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. № 2. P. 143–169.
Статья

Поступила: 28.08.2020

Опубликована: 08.12.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Анистратенко, Т. Г. (2020). Место Fake news в современных коммуникационных практиках. Гуманитарий Юга России, 9(5), 75-81. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.5.5
Раздел
ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО