Совершенствование системы непрерывного образования: кластерный и экосистемный подходы
Научная статья
Для цитирования
Боровская М. А., Масыч М. А., Паничкина М. В. Совершенствование системы непрерывного образования: кластерный и экосистемный подходы // Гуманитарий Юга России. 2020. Том 9. № 5. С. 15-35. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.5.1
Аннотация
Происходящие в современной экономике качественные изменения вызывают модификацию запросов рынка труда, что приводит к необходимости усиления и качественной трансформации инфраструктурного базиса системы непрерывного образования. Целью является совершенствование системы непрерывного образования на основе исследования ее условий и инфраструктуры развития с учетом особенностей кластерного и экосистемного подходов.
В процессе исследования использовались общенаучные методы: анализ зарубежных и российских научных публикаций, отражающих современное состояние проблемы непрерывного образования, законодательных и нормативно-правовых актов РФ, национальных проектов «Образование», «Наука», национальной программы «Цифровая экономика РФ», формирующих развитую инфраструктуру системы непрерывного образования; системный подход, методы сравнительного анализа.
По результатам проведенного исследования выявлены особенности формирования современного инфраструктурного базиса системы непрерывного образования в России, проявляющиеся в кластеризации научно-образовательного и исследовательского пространства и необходимости применения экосистемного подхода, обеспечивающих разнообразие, максимальную производительность и круговорот ресурсов участников кластерного взаимодействия, адаптивность и масштабируемость системы непрерывного образования. Определены тенденции структурных изменений спроса на непрерывное образование, вызванные процессами формирования и развития новых рынков НТИ и внедрением цифровых технологий во все сферы деятельности; рассмотрено влияние реализуемых национальных проектов на формирование и развитие инфраструктуры системы непрерывного образования в России; предпринята попытка показать воздействие непрерывного образования на качество жизни индивида; выявлено влияние системного профессионального развития преподавателей различных уровней системы образования на эффективность непрерывного образования индивида; обосновано внедрение кластерного и экосистемного подходов в практику реализации концепции непрерывного образования.
Ключевые слова:
непрерывное образование, кластер, экосистемный подход, качество жизни, индивидуализация образования, инфраструктурный базис
Литература
Васецкая Н.О., Глухов В.В. Смарт-обучение в системе повышения профессиональной подготовки // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 5. С. 92–103.
Громыко Ю.В., Марголис А.А., Рубцов В.В. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16, № 1. С. 57–67. DOI: https://doi.org/10.17759/chp. 2020160106.
Игнатович Е.В., Лопуха А.О. Управление развитием непрерывного образования в вузе: опыт ПетрГУ // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 5 (99). С. 80–94.
Макова Н. Жизнь в стиле Lifelong Learning. 2019. Режим доступа: https:// snob.ru/profile/32064/blog/158409.
Сысоев П.В. Обучение по индивидуальной траектории // Язык и культура. 2013. №. 4 (24). С. 121–131.
Adilzhanova A., Ixanova U., Kaus A. Enrichment clusters: Educating for the real world // NUGSE Research in Education. 2018. № 3 (1). P. 11–20.
Aubrey-Smith F. Every teacher a researcher. 2018. Available at: https:// www. headteacher-update.com/best-practice-article/every-teacher-a-researcher/170470/.
Chua H., Lee S., Fulmer G.W. Action research on the effect of descriptive and evaluative feedback order on student learning in a specialized mathematics and science secondary school // Asia-Pacific Science Education. 2017. № 3. P. 4. DOI: https:// doi.org/10.1186/ s41029-017-0015-y.
Craig C.J. Teacher Research and Teacher as Researcher // Saha L.J., Dworkin A.G. (Eds). International Handbook of Research on Teachers and Teaching. Springer International Handbooks of Education. Springer, Boston, MA, 2009. Vol. 21. DOI: https:// doi.org/ 10.1007/978-0-387-73317-3_4.
Davydova N., Igoshev B., Simonova A., Fomenko S. Educational cluster as a system forming component of the regional model оf continuous pedagogical education // Pedagogical education in Russia. 2018. № 10.
Fernandez F.B. Action research in the physics classroom: the impact of authentic, inquiry based learning or instruction on the learning of thermal physics // Asia Pac. Sci. Educ. 2017. № 3. P. 3. DOI: https://doi.org/ 10.1186/s41029-017-0014-z.
Flek M., Ugnich E. The professional and educational ecosystem as a driver of development collaboration between engineering education and production // MATEC Web of Conferences. IX Czarnowski Readings. 2020. DOI: https:// doi.org/10.1051/matecconf/202031102003.
Fulmer G.W., Chu H., Sonya N. Martin The Potential of Teacher-Led Research: Teachers’ Action Research Collaborations in Science Education in Singapore // Asia-Pacific Science Education. 2018. № 4. P. 7. DOI: https:// doi.org/10.1186/ s41029-018-0024-5.
Khodjamkulov U. Necessity and Conditions for Forming a Cluster of Pedagogical Education (on the Example of the Education System of Uzbekistan) // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 2020. Vol. 8, № 4, part II. P. 133–137.
Khodjamkulov U., Botirova S., Shofkorov A., Abdirimova I. Bases of Organizing Cooperation between Educational Institutions through Clusters (on the Example of the Education System of Uzbekistan) // Journal of Critical Reviews. 2020. Vol. 7, iss. 12. P. 243–247.
Learning and earning. Special report lifelong education. 2017. Available at: https:// www.economist.com/sites/default/files/learning_and_earning.pdf.
Long S.C.J., Bae Y. Action Research: First-Year Primary School Science Teachers’ Conceptions on and Enactment of Science Inquiry in Singapore // Asia Pac. Sci. Educ. 2018. № 4. P. 2. DOI: https:// doi.org/10.1186/ s41029-017-0017-9.
Menon A.G. Towards building an education ecosystem of consequence. International Data Corporation, 2017.
Громыко Ю.В., Марголис А.А., Рубцов В.В. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16, № 1. С. 57–67. DOI: https://doi.org/10.17759/chp. 2020160106.
Игнатович Е.В., Лопуха А.О. Управление развитием непрерывного образования в вузе: опыт ПетрГУ // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 5 (99). С. 80–94.
Макова Н. Жизнь в стиле Lifelong Learning. 2019. Режим доступа: https:// snob.ru/profile/32064/blog/158409.
Сысоев П.В. Обучение по индивидуальной траектории // Язык и культура. 2013. №. 4 (24). С. 121–131.
Adilzhanova A., Ixanova U., Kaus A. Enrichment clusters: Educating for the real world // NUGSE Research in Education. 2018. № 3 (1). P. 11–20.
Aubrey-Smith F. Every teacher a researcher. 2018. Available at: https:// www. headteacher-update.com/best-practice-article/every-teacher-a-researcher/170470/.
Chua H., Lee S., Fulmer G.W. Action research on the effect of descriptive and evaluative feedback order on student learning in a specialized mathematics and science secondary school // Asia-Pacific Science Education. 2017. № 3. P. 4. DOI: https:// doi.org/10.1186/ s41029-017-0015-y.
Craig C.J. Teacher Research and Teacher as Researcher // Saha L.J., Dworkin A.G. (Eds). International Handbook of Research on Teachers and Teaching. Springer International Handbooks of Education. Springer, Boston, MA, 2009. Vol. 21. DOI: https:// doi.org/ 10.1007/978-0-387-73317-3_4.
Davydova N., Igoshev B., Simonova A., Fomenko S. Educational cluster as a system forming component of the regional model оf continuous pedagogical education // Pedagogical education in Russia. 2018. № 10.
Fernandez F.B. Action research in the physics classroom: the impact of authentic, inquiry based learning or instruction on the learning of thermal physics // Asia Pac. Sci. Educ. 2017. № 3. P. 3. DOI: https://doi.org/ 10.1186/s41029-017-0014-z.
Flek M., Ugnich E. The professional and educational ecosystem as a driver of development collaboration between engineering education and production // MATEC Web of Conferences. IX Czarnowski Readings. 2020. DOI: https:// doi.org/10.1051/matecconf/202031102003.
Fulmer G.W., Chu H., Sonya N. Martin The Potential of Teacher-Led Research: Teachers’ Action Research Collaborations in Science Education in Singapore // Asia-Pacific Science Education. 2018. № 4. P. 7. DOI: https:// doi.org/10.1186/ s41029-018-0024-5.
Khodjamkulov U. Necessity and Conditions for Forming a Cluster of Pedagogical Education (on the Example of the Education System of Uzbekistan) // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 2020. Vol. 8, № 4, part II. P. 133–137.
Khodjamkulov U., Botirova S., Shofkorov A., Abdirimova I. Bases of Organizing Cooperation between Educational Institutions through Clusters (on the Example of the Education System of Uzbekistan) // Journal of Critical Reviews. 2020. Vol. 7, iss. 12. P. 243–247.
Learning and earning. Special report lifelong education. 2017. Available at: https:// www.economist.com/sites/default/files/learning_and_earning.pdf.
Long S.C.J., Bae Y. Action Research: First-Year Primary School Science Teachers’ Conceptions on and Enactment of Science Inquiry in Singapore // Asia Pac. Sci. Educ. 2018. № 4. P. 2. DOI: https:// doi.org/10.1186/ s41029-017-0017-9.
Menon A.G. Towards building an education ecosystem of consequence. International Data Corporation, 2017.
Статья
Поступила: 07.09.2020
Опубликована: 08.12.2020
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Боровская, М. А., Масыч, М. А., & Паничкина, М. В. (2020). Совершенствование системы непрерывного образования: кластерный и экосистемный подходы. Гуманитарий Юга России, 9(5), 15-35. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.5.1
Раздел
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО