Гносеологический статус веры и проблема цельного научного мировоззрения

Научная статья
  • Тамара Петровна Матяш Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия tamara.matiash@yandex.ru
  • Дмитрий Владимирович Матяш Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия matyashdv@mail.ru
Для цитирования
Матяш Т. П., Матяш Д. В. Гносеологический статус веры и проблема цельного научного мировоззрения // Гуманитарий Юга России. 2020. Том 9. № 3. С. 140-153. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.3.10

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена тем, что в русской религиозной и современной философии активно обсуждается проблема неполноты научного мировоззрения, в связи с чем обсуждается тема синтеза религиозной веры и научного знания. Но в то же время вопрос об условиях возможности такого синтеза не только не обсуждается, но даже не ставится, что затрудняет решение проблемы цельности научного мировоззрения. Цель статьи − показать, почему для решения вопроса о возможности синтеза веры и знания необходимо обосновать гносеологическую функцию веры, т. е. выяснить, почему вера есть знание, какова специфика этого знания, а также объяснить тот механизм и структуру соединения веры с научным знанием, который и обеспечивает цельность научного мировоззрения.
Ключевые слова:
вера, самосознание, трансцендентное, непосредственно данное, непосредственное созерцание, объективность религиозного познания

Биографии авторов

Тамара Петровна Матяш, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Доктор философских наук, профессор
Дмитрий Владимирович Матяш, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Доктор философских наук, доцент, профессор

Литература

Аристотель. Метафизика. М. : Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. Кн. 1.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук : в 3 т. Т. 1 : Наука логики. М. : Мысль, 1974. 452 с.

Гегель Г. Работы разных лет : в 2 т. М. : Мысль, 1971. Т. 2. 629 с.

Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб. : Наука: Ювента, 1998. 315 с.

Дамаскин И. Творения преподобного. Источник знания. М. : Индрик (Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Святоотеческое наследие), 2002. Т. 5. 416 с.

Декарт Р. Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1989. Т. 1. 655 с.

Иоанн Златоуст. Гомилии на Послание к евреям. Режим доступа: https:// ekzeget.ru/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-11/tolkovatel-ioann-zlatoust-svatitel.

Катасонов В. Математика бесконечности и православная духовная традиция имяславия // Дух в творении и новом творении. Диалог науки и богословия между православной и западной сферами мысли. М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. 253 с.

Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. М. : Паломник, 1996. 449 с.

Лемени А. Тайна рациональности: к вопросу о диалоге между богословским и научным познанием // Научные и богословские эпистемологические парадигмы. Историческая динамика и универсальные основания. М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. 271 с.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Из ранних произведений. М. : Правда, 1990. 558 с.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М. : Политиздат, 1991. 525 с.

Матяш Т.П., Матяш Д.В. Объективная реальность: философское обоснование (Декарт – Несмелов – Вл. Соловьев) // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9, № 1. С. 108–122.

Михайлов П.Д. Категории богословской мысли. М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. 311 с.

Несмелов В.И. Наука о человеке. Т. 1 : Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. СПб. : Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 2000. 347 с.

Несмелов В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. СПб. : Общество памяти игумении Таисии, 2015. 118 с.

Ницше Ф. Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1990. Т. 1. 830 с.

Соловьев В.С. Теоретическая философия // Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1988. Т. 1. 892 с.

Соловьёв В.С. Вера, разум и опыт // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 113–128.

Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М. : Покров, 2003. 443 с.

Фихте И.Г. Об основании нашей веры в Божественное мироправление (2003–2004) // Начало. № 13.

Флоренский П., свящ. Соч. : в 4 т. М. : Мысль, 1994. Т. 1. 797 с.

Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV – VII веков. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1999. 542 с.

Хомяков А.С. Соч. : в 2 т. Т. 2 : Работы по богословию. М. : Медиум, Вопросы философии, 1994. 476 с.

Шлосс Дж. Парение над водами: дух и упорядочивание творения // Дух в творении и новом творении. Диалог науки и богословия между православной и западной сферами мысли. М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. 262 с.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М. : Политическая литература, 1961. Т. 20. 832 с.
Статья

Поступила: 26.03.2020

Опубликована: 18.07.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Матяш, Т. П., & Матяш, Д. В. (2020). Гносеологический статус веры и проблема цельного научного мировоззрения. Гуманитарий Юга России, 9(3), 140-153. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.3.10
Раздел
ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО