Онлайн-образование в высшей школе России: основные акторы институционализации и социальные последствия

Научная статья
  • Максим Александрович Васьков Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия vaskovmaxsim@mail.ru
  • Виталий Владимирович Ковалев Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия vitkovalev71@gmail.com
  • Наталья Халиловна Гафиатулина Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия gafiatulina@yandex.ru
Для цитирования
Васьков М. А., Ковалев В. В., Гафиатулина Н. Х. Онлайн-образование в высшей школе России: основные акторы институционализации и социальные последствия // Гуманитарий Юга России. 2020. Том 9. № 3. С. 45-57. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.3.2

Аннотация

В данной статье раскрываются два основных аспекта. Во-первых, дается характеристика мотивов содействия или противодействия планам введения онлайн-образования в высшую школу России со стороны основных акторов, действующих в системе высшего профессионального образования. Во-вторых, высказываются предположения о социальных последствиях институционализации онлайн-образования в учебные планы российских университетов. Авторы обосновывают гипотезу, что онлайн-образование приведет к полному исчезновению социальной среды, в рамках которой обеспечивается высокое качество предоставления образовательных услуг. Следствием этого станет существенное снижение интеллектуального, творческого и духовного развития студентов.
Ключевые слова:
онлайн-образование, электронное образование, МООК, качество образования, высшее образование, аудиторно-контактная работа

Биографии авторов

Максим Александрович Васьков, Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Доктор социологических наук, профессор, кафедра образования и педагогических наук
Виталий Владимирович Ковалев, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Доктор социологических наук, профессор
Наталья Халиловна Гафиатулина, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат социологических наук, доцент, кафедра региональной социологии и моделирования социальных процессов

Литература

Анисимова Н. Путин назвал вбросами сообщения про переход на дистанционное образование. Режим доступа: https:// www.rbc.ru/society/21/05/2020/5ec6678a9a7947b2fc37dddb.

Вислогузов В. Росстат пересчитал учителей и врачей // Коммерсантъ. 2016.

№ 90.

Волков В. Будет конфликт всех со всеми: парадокс дистанционного образования // Деловой Петербург. 2020. 18 мая.

Евграфова Т. Вузы после пандемии: будущее онлайн-образования. Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2020/05/13/ Vuzi_posle_pandemii_budu.

Касьянов В.В., Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. Особенности и проблемы социального поведения в условиях режима самоизоляции // Гуманитарий Юга России. 2020. № 2. С. 51–63.

Лубский А.В., Ковалев В.В. От «онлайнизации» высшей школы к онлайн-образованию // Гуманитарий Юга России. 2020. № 2. С. 33–50.

Черных А., Миронова К. Лекции переносят в онлайн-аудиторию // Коммерсантъ. 2018. № 179.

Шабанов Г.А. Педагогические проблемы обеспечения качества онлайн-образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 5.

Kolesnikova G.I., Chikaeva K.S., Kasyanov V.V., et al. The state and trends of development of science and education in modern Russian society // Revista San Gregorio. 2019. № 30. P. 123–128.
Статья

Поступила: 14.05.2020

Опубликована: 18.07.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Васьков, М. А., Ковалев, В. В., & Гафиатулина, Н. Х. (2020). Онлайн-образование в высшей школе России: основные акторы институционализации и социальные последствия. Гуманитарий Юга России, 9(3), 45-57. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.3.2
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ