Формирование идентичности национально – государственной журналистики в социокультурном пространстве России
Для цитирования
Жаде З. А., Хуако З. Ю. Формирование идентичности национально – государственной журналистики в социокультурном пространстве России // Гуманитарий Юга России. 2020. Том 9. № 1. С. 242-256. DOI: https://doi.org/10.19181/2227-8656.2020.1.19
Аннотация
Современная российская политическая наука за последние годы активно занимается исследованием идентификационных процессов всех уровней в социуме. В этой связи актуальным представляется осмысление динамики, специфики и содержания идентичности национальной журналистики. По существу, идентичность в области средств массовой информации и массовой коммуникации остается вне поля научных интересов исследователей. В статье особое внимание уделяется взаимообусловленности идентичности журналистики и политической идентичности, политического и информационного пространства.Журналистика как социальный институт, институт средств массовой информации – важнейшая составляющая в структуре политической системы общества. Этим продиктована потребность, актуальность исследования различных аспектов идентичности российской национальной (государственной) журналистики, ее идентификационных факторов. Журналистика – сфера общественной деятельности (открытость, транспарентность, публичность), возможность свободного получения и распространения информации, адресованной массовой аудитории.Фактор открытых информационных границ, широкого и тесного взаимодействия средств массовой информации требует реальной интеграции в рамках общеевропейских и мировых информационных систем. Последовательно реализуя конституционные принципы свободы информации, российская журналистика должна четко обозначить и отстаивать свою идентичность в общемировом информационном пространстве.В информационном взаимодействии и противодействии довольно остро стоит проблема идентичности журналистики, которая близко соприкасается, взаимодействует с политической и этнической идентичностями.В исследовательском поле идентичности в рамках отечественной политической науки малоизученной остается идентичность в области информации и журналистики. Проблематика политической науки в области исследования идентичности в равной степени становится объектом внимания философии, социологии, истории и психологии. Отдельные аспекты идентичности информации и журналистики можно найти в междисциплинарных исследованиях, наработках различных обществоведческих и гуманитарных наук.
Ключевые слова:
идентичность, национальная идентичность, социокультурное пространство, журналистика, средства массовой информации, средства массовой коммуникации, массмедиа
Литература
Ажгихина Н. Ясен Засурский – человек-факультет // Журналист. 2004. № 10.
Балынская Н.Р., Жаде З.А. [и др.]. Информационная сущность процесса идентификации российского социума // Проблема идентичности российского социума в условиях глобализации. Саарбрюккен, Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011.
«Власть, зеркало или служанка?» : энциклопедия жизни современной российской журналистики : в 2 т. М.: Изд-е Союза журналистов России, 1998. Т. 2.
Гаман-Голутвина О.В. Профессиональная идентичность политологов: коллективное измерение // Идентичность: личность, общество, политика / ред. И.С. Семененко. М.: Весь мир, 2017.
Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование : учеб. пособие. М.: Академический проект, 2009.
Дробижева Л.М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации: опыт 20 лет. М.: Новый хронограф, 2013.
Делягин М.Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис. М.: Вече, 2008.
Идентичность: личность, общество, политика / ред. И.С. Семененко. М.: Весь мир, 2017.
Интервью с академиком В.Г. Костомаровым // Журналист. 1996. № 8.
Ключевский В.О. Лекция LXIX : Курс русской истории // Соч. : в 9 т. М.: Мысль, 1989. Т. IV.
Ковалева М.М. Отечественные СМИ в поисках самоидентификации // Средства массовой информации в современном мире. СПб.: СПбГУ, 2002.
Коровникова Н.А. Политическая идентичность России: реалии, особенности, перспективы (опыт постсоветского периода) // Вестник РУДН. Политология. 2012. № 4.
Костиков В. Кто сыграл в ящик? // Аргументы и факты. 2019. № 7. C. 13–19.
Костиков В. Игра в жмурки. Как не заблудиться в информационных лабиринтах // Аргументы и факты. 2019. № 34. 21–27 авг.
Почепцов Г.Г. Информация и дезинформация. Киев: Ника-центр, 2001.
Русский язык в средствах массовой информации : круглый стол // Стратегия России. 2012. № 1.
Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М.: Икар Москва, 2000.
Семененко И.С. Нация, национальность, национальная идентичность: новые ракурсы научного дискурса // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 11.
Семененко И.С. Политическая идентичность // Идентичность как категория политической науки : словарь терминов и понятий : в 2 т. / отв. ред. И.С. Семененко. М.: РОССПЭН, 2011.
Соловьев А.И. Политические коммуникации : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А. И. Соловьева. М.: Аспект Пресс, 2004.
Балынская Н.Р., Жаде З.А. [и др.]. Информационная сущность процесса идентификации российского социума // Проблема идентичности российского социума в условиях глобализации. Саарбрюккен, Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011.
«Власть, зеркало или служанка?» : энциклопедия жизни современной российской журналистики : в 2 т. М.: Изд-е Союза журналистов России, 1998. Т. 2.
Гаман-Голутвина О.В. Профессиональная идентичность политологов: коллективное измерение // Идентичность: личность, общество, политика / ред. И.С. Семененко. М.: Весь мир, 2017.
Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование : учеб. пособие. М.: Академический проект, 2009.
Дробижева Л.М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации: опыт 20 лет. М.: Новый хронограф, 2013.
Делягин М.Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис. М.: Вече, 2008.
Идентичность: личность, общество, политика / ред. И.С. Семененко. М.: Весь мир, 2017.
Интервью с академиком В.Г. Костомаровым // Журналист. 1996. № 8.
Ключевский В.О. Лекция LXIX : Курс русской истории // Соч. : в 9 т. М.: Мысль, 1989. Т. IV.
Ковалева М.М. Отечественные СМИ в поисках самоидентификации // Средства массовой информации в современном мире. СПб.: СПбГУ, 2002.
Коровникова Н.А. Политическая идентичность России: реалии, особенности, перспективы (опыт постсоветского периода) // Вестник РУДН. Политология. 2012. № 4.
Костиков В. Кто сыграл в ящик? // Аргументы и факты. 2019. № 7. C. 13–19.
Костиков В. Игра в жмурки. Как не заблудиться в информационных лабиринтах // Аргументы и факты. 2019. № 34. 21–27 авг.
Почепцов Г.Г. Информация и дезинформация. Киев: Ника-центр, 2001.
Русский язык в средствах массовой информации : круглый стол // Стратегия России. 2012. № 1.
Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М.: Икар Москва, 2000.
Семененко И.С. Нация, национальность, национальная идентичность: новые ракурсы научного дискурса // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 11.
Семененко И.С. Политическая идентичность // Идентичность как категория политической науки : словарь терминов и понятий : в 2 т. / отв. ред. И.С. Семененко. М.: РОССПЭН, 2011.
Соловьев А.И. Политические коммуникации : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А. И. Соловьева. М.: Аспект Пресс, 2004.
Статья
Поступила: 11.12.2019
Опубликована: 03.03.2020
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Жаде, З. А., & Хуако, З. Ю. (2020). Формирование идентичности национально – государственной журналистики в социокультурном пространстве России. Гуманитарий Юга России, 9(1), 242-256. https://doi.org/10.19181/2227-8656.2020.1.19
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ