Формирование идентичности национально – государственной журналистики в социокультурном пространстве России

  • Зуриет Анзауровна Жаде Адыгейский государственный университет, г. Майкоп zhadezura@yandex.ru
  • Заур Юсупович Хуако Адыгейский государственный университет, г. Майкоп zaurkhuako@yandex.ru
Для цитирования
Жаде З. А., Хуако З. Ю. Формирование идентичности национально – государственной журналистики в социокультурном пространстве России // Гуманитарий Юга России. 2020. Том 9. № 1. С. 242-256. DOI: https://doi.org/10.19181/2227-8656.2020.1.19

Аннотация

Современная российская политическая наука за последние годы активно занимается исследованием идентификационных процессов всех уровней в социуме. В этой связи актуальным представляется осмысление динамики, специфики и содержания идентичности национальной журналистики. По существу, идентичность в области средств массовой информации и массовой коммуникации остается вне поля научных интересов исследователей. В статье особое внимание уделяется взаимообусловленности идентичности журналистики и политической идентичности, политического и информационного пространства.Журналистика как социальный институт, институт средств массовой информации – важнейшая составляющая в структуре политической системы общества. Этим продиктована потребность, актуальность исследования различных аспектов идентичности российской национальной (государственной) журналистики, ее идентификационных факторов. Журналистика – сфера общественной деятельности (открытость, транспарентность, публичность), возможность свободного получения и распространения информации, адресованной массовой аудитории.Фактор открытых информационных границ, широкого и тесного взаимодействия средств массовой информации требует реальной интеграции в рамках общеевропейских и мировых информационных систем. Последовательно реализуя конституционные принципы свободы информации, российская журналистика должна четко обозначить и отстаивать свою идентичность в общемировом информационном пространстве.В информационном взаимодействии и противодействии довольно остро стоит проблема идентичности журналистики, которая близко соприкасается, взаимодействует с политической и этнической идентичностями.В исследовательском поле идентичности в рамках отечественной политической науки малоизученной остается идентичность в области информации и журналистики. Проблематика политической науки в области исследования идентичности в равной степени становится объектом внимания философии, социологии, истории и психологии. Отдельные аспекты идентичности информации и журналистики можно найти в междисциплинарных исследованиях, наработках различных обществоведческих и гуманитарных наук.
Ключевые слова:
идентичность, национальная идентичность, социокультурное пространство, журналистика, средства массовой информации, средства массовой коммуникации, массмедиа

Биографии авторов

Зуриет Анзауровна Жаде, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп
Доктор политических наук, профессор
Заур Юсупович Хуако, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп
доктор исторических наук, профессор

Литература

Ажгихина Н. Ясен Засурский – человек-факультет // Журналист. 2004. № 10.



Балынская Н.Р., Жаде З.А. [и др.]. Информационная сущность процесса идентификации российского социума // Проблема идентичности российского социума в условиях глобализации. Саарбрюккен, Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011.



«Власть, зеркало или служанка?» : энциклопедия жизни современной российской журналистики : в 2 т. М.: Изд-е Союза журналистов России, 1998. Т. 2.



Гаман-Голутвина О.В. Профессиональная идентичность политологов: коллективное измерение // Идентичность: личность, общество, политика / ред. И.С. Семененко. М.: Весь мир, 2017.



Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование : учеб. пособие. М.: Академический проект, 2009.



Дробижева Л.М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации: опыт 20 лет. М.: Новый хронограф, 2013.



Делягин М.Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис. М.: Вече, 2008.



Идентичность: личность, общество, политика / ред. И.С. Семененко. М.: Весь мир, 2017.



Интервью с академиком В.Г. Костомаровым // Журналист. 1996. № 8.



Ключевский В.О. Лекция LXIX : Курс русской истории // Соч. : в 9 т. М.: Мысль, 1989. Т. IV.



Ковалева М.М. Отечественные СМИ в поисках самоидентификации // Средства массовой информации в современном мире. СПб.: СПбГУ, 2002.



Коровникова Н.А. Политическая идентичность России: реалии, особенности, перспективы (опыт постсоветского периода) // Вестник РУДН. Политология. 2012. № 4.



Костиков В. Кто сыграл в ящик? // Аргументы и факты. 2019. № 7. C. 13–19.



Костиков В. Игра в жмурки. Как не заблудиться в информационных лабиринтах // Аргументы и факты. 2019. № 34. 21–27 авг.



Почепцов Г.Г. Информация и дезинформация. Киев: Ника-центр, 2001.



Русский язык в средствах массовой информации : круглый стол // Стратегия России. 2012. № 1.



Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М.: Икар Москва, 2000.



Семененко И.С. Нация, национальность, национальная идентичность: новые ракурсы научного дискурса // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 11.



Семененко И.С. Политическая идентичность // Идентичность как категория политической науки : словарь терминов и понятий : в 2 т. / отв. ред. И.С. Семененко. М.: РОССПЭН, 2011.



Соловьев А.И. Политические коммуникации : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А. И. Соловьева. М.: Аспект Пресс, 2004.
Статья

Поступила: 11.12.2019

Опубликована: 03.03.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Жаде, З. А., & Хуако, З. Ю. (2020). Формирование идентичности национально – государственной журналистики в социокультурном пространстве России. Гуманитарий Юга России, 9(1), 242-256. https://doi.org/10.19181/2227-8656.2020.1.19
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ