Индивидуалистические и коллективистические выборы личности как явление социокультурной идентификации

  • Елена Борисовна Бабошина Курганский государственный университет, г. Курган ebaboshina@rambler.ru
  • Татьяна Игнатьевна Екимова Курганский государственный университет, г. Курган kgu_pf@mail.ru
Для цитирования
Бабошина Е. Б., Екимова Т. И. Индивидуалистические и коллективистические выборы личности как явление социокультурной идентификации // Гуманитарий Юга России. 2019. Том 8. № 6. С. 89-102. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.6.5

Аннотация

Целью статьи является анализ личностных выборов студентов в альтернативе индивидуализм – коллективизм. Статья содержит анализ выборки ценностных позиций современной личности по вопросу ведущего культурного синдрома. Теоретическим посылом к исследованию послужили труды Г. Триандиса, а также работы Н.М. Лебедевой о социально-культурных особенностях типов обществ. Качественные изменения за последние десятилетия в обществе России повлекли изменения всех его уровней, что повлияло на ценностные позиции в идентификации личности. Эмпирическим методом изучения явился тестовый опрос по ведущим ценностным предпочтениям дилеммы индивидуализм – коллективизм, составленный Е.Б. Бабошиной. Вопросы учитывают индивидуалистические и коллективистические различия (двадцать ценностных альтернатив), запрашивая «свой выбор». Анализ итогов опроса нашел отражение в статье.В интерпретации особенностей социокультурной идентификации личности авторы опираются и на отечественных исследователей, исследующих социально-культурное развитие России (В.В. Ковалев (2015), А.В. Лубский (2013, 2014), А.Р. Лубский (2014), М.К. Горшков (2012, 2013, 2019) и др.); к анализу привлечены также труды классиков социологии, философии (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Изучение идентификации с учетом отечественных и общих тенденций социального развития проявило типичные для современности ценностные позиции становящейся личности. В интерпретации данных учитывается особость контингента респондентов в двух компонентах: территориальный (Зауралье) и профессиональный (будущие и работающие педагоги, менеджеры образования, педагоги-психологи; большей частью – представители женского пола) компоненты. В итоге сформулировано понимание нового взаимодействия черт менталитета с актуальным ценностным выбором личности, где особость профессиональной сферы респондентов наводит на мысль о вероятном закреплении «ценностного климата» в следующем поколении.
Ключевые слова:
индивидуализм, коллективизм, идентификация, ценностный выбор, поликультура, социально-культурное пространство становления личности

Биографии авторов

Елена Борисовна Бабошина, Курганский государственный университет, г. Курган
Кандидат педагогических наук, доцент, магистр философии, доцент, кафедра педагогики и методики преподавания гуманитарных дисциплин
Татьяна Игнатьевна Екимова, Курганский государственный университет, г. Курган
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра педагогики и методики преподавания гуманитарных дисциплин

Литература

Бабошина Е.Б. Индивидуалистические и коллективистические позиции студентов как выражение менталитета российского общества // Философское осмысление теории и практики современного профессионального образования : сб. ст. Приложение к журналу «Философия образования» / ред. А.Ж. Жафяров, Н.В. Наливайко, В.И. Паршиков [и др.]. Новосибирск, 2006. Т. ХVIII. С. 115–125.



Бабошина Е.Б. Коллективистические и индивидуалистические тенденции современного воспитания // Личность в современном мире : материалы Междунар. конф. 24–25 апреля 2001 г. Курган, 2001. С. 3–8.



Бабошина Е.Б. Ценностные ориентиры поликультурного образования и принципы индивидуализма и коллективизма // Философия образования. 2006. № 2. С. 331–337.



Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Астрахань, 2004. 275 с.



Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / пер. с фр. Н.В. Суслова. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000.



Веселова В.В. Менталитет американского общества и гуманистическая парадигма образования и воспитания // Педагогика.1999. № 8. С. 91–100.



Горшков К.М. Российская молодежь: к истории и роли в современном обществе // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8 (38), № 4. С. 16–24.



Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Социокультурные факторы консолидации российского общества. М.: Ин-т социологии РАН, 2013. 81 с.



Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения // Гуманитарий Юга России. 2012. № 3. С. 23–46.



Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров) : аналит. докл. М.: ИС РАН, 2011. 297 с.



Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994. 399 с.



Идентичность современной России: кризис ценностей, поиск смыслов и пути конструирования: круглый стол / вед. круглого стола С.В. Иванова, В.Д. Нечаев, Т.В. Евгеньева // Ценности и смыслы. 2012. № 5 (21). С. 10–26.



Ионин Л.Г. Социология культурыя: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Логос, 1998. 280 с.



Ковалев В.В. Роль и значение аксиологических стереотипов для формирования устойчивости развития социальных институтов российского общества // Гуманитарий Юга России. 2015. № 1. С. 60–69.



Кожевникова Т.М. К вопросу о природе русского коллективизма // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 2. С. 75–77.



Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже ХХI века // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 3. С. 73–87.



Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию : учеб. пособие. М., 1999. 224 с.



Левашов В.К. Размышления над новой книгой. Фантомы нашей жизни (Ин-т соц-полит. исслед. РАН). Режим доступа: socioprognoz.ru›files/File/2015/Tosh/levashov. pdf.



Лубский А.В. Дискурсы о национальной и цивилизационной идентичностях в России // Научная мысль Кавказа. 2014. № 2. С. 24–32.



Лубский А.В., Лубский Р.А. Этатизм и патернализм как культурные маркеры цивилизационной идентичности в России // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3. С. 90–103.



Муравьев И.Б. Экзистенциональный диалог в современной ментальности : дис. … канд. филос. наук. Тюмень, 1998. 173 с.



Немчина В.И. Российский опыт формирования идентичности в обществе переходного типа // Гуманитарий Юга России. 2016. № 2 (18). С. 58–65.



Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000. 304 с.



Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. 832 с.



Полежаев Д.В. Идея менталитета в русской философии «золотого века». Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. 360 с.



Россия и Китай: молодежь XXI века / отв. ред. М.К. Горшков, Ли Чунлинь, З.Т. Голенкова, П.М. Козырева. М.: Новый хронограф, 2014. 424 с.



Свасьян К. А. Человек как творение и творец культуры // Вопр. философии. 1987. №6.



Серебряный А.Я. Восточноазиатская цивилизация: от возникновения до конца XIX века. Волгоград: Перемена, 1999. С. 8.



Триандис Г. Индивидуализм и коллективизм: прошлое, настоящее и будущее // Психология и культура / пер с англ.; под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003.



Триандис Г. Культура и социальное поведение. M.: Форум, 2007. 384 с.



Хайдеггер М. Введение в метафизику / пер. с нем. Н.О. Гучинской. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1997. С. 112–123.



Черная Л.А. «Новая философская антропология» М. Шелера и история культуры // Вопросы философии. 1999. № 7. С. 127–140.



Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов // Общество и экономика. 1999. № 10–11. С. 65–72.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Бабошина, Е. Б., & Екимова, Т. И. (2019). Индивидуалистические и коллективистические выборы личности как явление социокультурной идентификации. Гуманитарий Юга России, 8(6), 89-102. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.6.5
Раздел
ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО