Культовые феномены русской цивилизации сквозь призму искусства и дизайна
Для цитирования
Пигулевский В. О., Мирская Л. А. Культовые феномены русской цивилизации сквозь призму искусства и дизайна // Гуманитарий Юга России. 2019. Том 8. № 5. С. 269-283. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.5.23
Аннотация
Культовые феномены русской цивилизации отличаются своеобразием, фундированным русской идеей. Русская идея – это концепт, народная мечта о счастливом и справедливом обществе. Ценностные установки – коллективизм и интернационализм с осуждением эгоизма и национализма, вера и милосердие, приоритет нравственности по отношению к этике утилитаризма. Отсюда специфика культовых феноменов русского искусства. Как концепт мечта приобретает характер проекта, целеполагания, делая русскую историю телеологичной, ибо затрагивает не только ментальность, но и социальную структуру. Русская идея – уникальное сочетание ценностных установок, ментальных особенностей, традиций, нравов и структуры власти. Особенность власти – приоритет государственности по отношению к личности, который обусловливает особенности искусства и социального прогресса, приоритет больших проектов: системный индустриальный дизайн, связанный с фундаментальной наукой. Русская ментальность – сочетание западного рационализма и восточных страстей – становится креативной основой духовных и технических достижений цивилизации.
Ключевые слова:
русская идея, цивилизация, культура, символический объект, традиция, народность, патриотизм, дизайн, искусство
Литература
Аверинцев С.С. София – Логос : словарь. Киев, 2001.
Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1972.
Борев Ю.Б. Социалистический реализм. М., 2008.
Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы : энцикл. словарь терминов. М., 2003.
Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М., 2007.
Горький М. Советская литература : доклад на Первом Всесоюзном съезде советских писателей 17 августа 1934 г. // Горький М. Собр. соч. : в 30 т. Т. 27. М., 1953.
Клиффорд Д. Иконы графического дизайна. М., 2014.
Коник М.А. Архив одной мастерской. М., 2005.
Кондаков И.В. Запад и Восток // Культурология. ХХ век : словарь. СПб., 1997.
Лиманская Л.Ю. Типическое и архетипическое в соцреализме и соц-арте // Артикульт. 2016. № 21. С. 6–15.
Лубский А.В., Лубский Р.А. Человек политический как нормативный тип личности в России: ментальная матрица и нормативная модель поведения: монография. М.: ИНФРА-М, 2019.
Малков Ю.Г. К изучению «Троицы» Андрея Рублева // Музей 8. Художественные собрания СССР. М., 1987.
Миненков Г.Я. Софиология // История философии : энциклопедия. Минск, 2002.
Михайлов С., Михайлова А. Основы дизайна. Казань, 2008. C. 206–231.
Можейко М.А. София // История философии : энциклопедия. Минск, 2002. C. 1018–1021.
Пивоваров Ю.С. Русская история как «русская идея» // Россия и современный мир. 2003. № 2. C. 5–27.
Пигулевский В.О., Стефаненко А.С. История дизайна. Вещи и бренды. Саратов, 2018.
Пунин Н.Н. Памятник III Интернационалу. Пг., 1920.
Рапай К. Культурный код. Как мы живем, что покупаем и почему. М., 2008.
Степанов Ю. Константы : словарь русской культуры. М., 2004. C. 151–170.
Суджич Д. Язык вещей. М., 2015.
Троица Андрея Рублева : антология. М., 1981.
Успенский Л.А., Лосский В.Н. Смысл икон. М., 1952. C. 203–207.
Ходж С. Дизайн. Почему это шедевр? М., 2015.
Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1972.
Борев Ю.Б. Социалистический реализм. М., 2008.
Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы : энцикл. словарь терминов. М., 2003.
Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М., 2007.
Горький М. Советская литература : доклад на Первом Всесоюзном съезде советских писателей 17 августа 1934 г. // Горький М. Собр. соч. : в 30 т. Т. 27. М., 1953.
Клиффорд Д. Иконы графического дизайна. М., 2014.
Коник М.А. Архив одной мастерской. М., 2005.
Кондаков И.В. Запад и Восток // Культурология. ХХ век : словарь. СПб., 1997.
Лиманская Л.Ю. Типическое и архетипическое в соцреализме и соц-арте // Артикульт. 2016. № 21. С. 6–15.
Лубский А.В., Лубский Р.А. Человек политический как нормативный тип личности в России: ментальная матрица и нормативная модель поведения: монография. М.: ИНФРА-М, 2019.
Малков Ю.Г. К изучению «Троицы» Андрея Рублева // Музей 8. Художественные собрания СССР. М., 1987.
Миненков Г.Я. Софиология // История философии : энциклопедия. Минск, 2002.
Михайлов С., Михайлова А. Основы дизайна. Казань, 2008. C. 206–231.
Можейко М.А. София // История философии : энциклопедия. Минск, 2002. C. 1018–1021.
Пивоваров Ю.С. Русская история как «русская идея» // Россия и современный мир. 2003. № 2. C. 5–27.
Пигулевский В.О., Стефаненко А.С. История дизайна. Вещи и бренды. Саратов, 2018.
Пунин Н.Н. Памятник III Интернационалу. Пг., 1920.
Рапай К. Культурный код. Как мы живем, что покупаем и почему. М., 2008.
Степанов Ю. Константы : словарь русской культуры. М., 2004. C. 151–170.
Суджич Д. Язык вещей. М., 2015.
Троица Андрея Рублева : антология. М., 1981.
Успенский Л.А., Лосский В.Н. Смысл икон. М., 1952. C. 203–207.
Ходж С. Дизайн. Почему это шедевр? М., 2015.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Пигулевский, В. О., & Мирская, Л. А. (2019). Культовые феномены русской цивилизации сквозь призму искусства и дизайна. Гуманитарий Юга России, 8(5), 269-283. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.5.23
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ