Религиозная православная традиция и российская модернизация: эволюционное развитие или радикальные перемены?

  • Мария Александровна Подлесная Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва yamap@yandex.ru
Для цитирования
Подлесная М. А. Религиозная православная традиция и российская модернизация: эволюционное развитие или радикальные перемены? // Гуманитарий Юга России. 2019. Том 8. № 5. С. 198-213. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.5.17

Аннотация

В настоящее время интенсивность изменений, происходящих в современном обществе, все чаще ставит вопрос о традиции и ее преемственности, особенно актуальным становится рассмотрение религиозной традиции. С этой целью в работе был осуществлен разбор таких понятий, как «традиция» и «модернизация», «религиозная традиция», «религиозный опыт», «религиозные переживания», «духовный наставник», «религиозный догмат», «христианские добродетели». В связи с чем была рассмотрена сама традиция изучения данного вопроса как в философии (наука, первой начавшая данный разбор), прежде всего в трудах П. Флоренского, так и в социологии, в частности в работах М. Вебера, А. Шюца, П. Бурдьё. Выделены основные тренды действующей религиозной традиции на материалах многолетнего социологического исследования, биографических интервью православных монахов и монахинь РПЦ, так называемых продвинутых носителей религиозной традиции.
Ключевые слова:
религиозная традиция, православие, российская модернизация, религиозный опыт и переживания, религиозный догмат, институт духовничества, христианские добродетели

Биография автора

Мария Александровна Подлесная, Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, отдел анализа социокультурных оснований политических процессов, Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН; исполнительный директор информационно-аналитического центра, факультет социальных наук, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва

Литература

Архиепископ Феофан (Быстров). Сия вера отеческая / сост., предисл. Т.А. Соколовой. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. 285 с.



Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь / пер. с фр. И.И. Блауберг. М.: РОССПЭН, 2010.



Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон+, Реабилитация, 1999. 462 с.



Блауберг И.И. «Философская интуиция» А. Бергсона – размышления о сущности философского творчества // Философский журнал. 2016. Т. 9, № 2. С. 24–36.



Булгаков С.Н. Свет невечерний. СПб.: Азбука СПб, 2017. 672 с.



Бурдьё П. Практический смысл : пер. с франц. СПб.: Алетейя, 2001.



Вебер А.Б. Взаимосвязь традиций и инноваций в свете проблем современности // Социологическая наука и социальная практика. 2017. № 2. С. 47–62.



Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Избранное. Образ общества : пер. с нем. М.: Юрист, 1994.



Гельман В.Я. Авторитарная модернизация в России – миссия невыполнима? // Мир России. 2017. Т. 26, № 2. С. 38–61.



Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. М., 2003. 336 с.



Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Исследование человеческой природы. М.: Академический проект, 2019. 415 с.



Жижек С. Хрупкий абсолют, или Почему стоит бороться за христианское наследие. М.: Прагматика культуры, 2003.



Игнатий (Брянчанинов), епископ. Аскетические опыты. Слово в первую неделю Великого поста. О православии. М.: Правило веры, 1993.



Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: исследование. М.: АСТ, 2007. 592 с.



Кормина Ж., Панченко А., Штырков С. (ред.). Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2015.



Луман Н. Эволюция науки // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 51, № 1. С. 215–233.



Медведева К. Рецензия на книгу Jonveaux, Isabelle, Palmisano, Stefania and Pace, Enzo (Eds.) (2014). Annual Review of the Sociology of Religion. Vol. 5: Sociology and Monasticism: Between Innovation and Tradition. Leiden, Boston: Brill. 322 p. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 1 (34). С. 404–410.



Медведева К. Что социология может сказать о монашестве? // Социологическое обозрение. 2015. Т. 14, № 3. С. 153–160.



Мчедлова М.М. Традиция и современность: религиозные координаты // Вестн. Ленинградского государственного ун-та им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 2, № 3. С. 133–143.



Ньюмен Дж.Г. Идея университета / пер. с англ. С.Б. Бенедиктова; под общ. ред. М.А. Гусаковкого. Минск: БГУ, 2006. 208 с.



Отто Р. Священное. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 272 с.



Павлюченков Н.Н. П.А. Флоренский о религиозном опыте и религиозной догматике // Вестн. ПСТГУ I: Богословие. Философия, 2014. Вып. 2 (52). С. 61–77.



Паин Э.А. О природе процесса этнического и религиозного возрождения // Ценности и смыслы. 2010. № 5. C. 33–49.



Ситников А.В. Религиозная традиция в современном обществе: опыт теоретического анализа // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 4 (35). С. 233–254.



Тареев М.М. Новое богословие // Богословский вестн. 1917. Октябрь – декабрь.



Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. M.: Академический проект, 2017. 908 с.



Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. 608 с.



Хоружий С.С. Постчеловек, виртуальный человек и их социум // Вестн. МГОУ. 2016. № 3. С. 2–17. Режим доступа: http: //www.evestnik-mgou.ru.



Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. СПб.: Алетейя, 1994. 334 с.



Штёкль К. Постсекулярные конфликты и глобальная борьба за традиционные ценности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 4 (3 4). С. 222–240.



Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом : пер. с нем. и англ. М.: РОССПЭН, 2004. 1056 с.



Alexander J. The Meanings of Social Life: a Cultural Athropology. Oxford: Oxford University Press, 2003. 296 p.



Jonveaux I. Internet in the Monastery. Construction or Deconstruction of the Community? // Online-Heidelberg Journal of Religions on the Internet. 2019. Vol. 14. P. 61-79.



Palmisano S. Exploring New Monastic Communities. The (Re) invention of Tradition. Ashgate, 2015.



Hämmerli M. Spiritual Direction in Orthodox Monasticism: The Elder Beyond Weber’s Theory of Charisma. I. Jonveaux, E. Pace& S Palmisano (Eds.). Sociology and Monasticism, between Innovation and Tradition. Annual Review of the Sociology of Religion. 2014. Vol. 5. P. 150–169.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Подлесная, М. А. (2019). Религиозная православная традиция и российская модернизация: эволюционное развитие или радикальные перемены?. Гуманитарий Юга России, 8(5), 198-213. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.5.17
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ