Демонстративное потребление молодежи в условиях экспансии информационного общества и глобальной цифровизации
Для цитирования
Черных С. С., Воденко К. В., Коваленко А. М., Чернов И. В. Демонстративное потребление молодежи в условиях экспансии информационного общества и глобальной цифровизации // Гуманитарий Юга России. 2019. Том 8. № 5. С. 179-189. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.5.15
Аннотация
В статье сквозь призму экспансии информационного общества и глобальной цифровизации рассматривается демонстративное потребление, характерное для современной российской молодёжи, преимущественно из числа представителей среднего класса. В данной связи демонстративное потребление молодёжи было проанализировано в связи с общими тенденциями институционализации потребления в качестве необходимого условия формирования идентичностей, необходимых для полноценного социального взросления. Отмечается, что по мере социального взросления в целом происходит рационализация потребительских практик молодёжи, в них проявляются планирование, экономия, снижается зависимость от аффективных, токсичных трат. В заключение статьи делается вывод о том, что в результате приобретения молодыми людьми профессиональной идентичности, связанной со стабильным заработком, их потребительские практики в большей степени начинают соответствовать реальному положению в классовой структуре общества.
Ключевые слова:
демонстративное потребление, социология молодёжи, общество потребления, информационное общество, российская молодёжь, конформизм, классовый компромисс, поздний капитализм, глобальная цифровизация
Литература
Бодрийяр Ж. К критике политической экономики знака. М., 2007.
Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.; СПб., 2014. 656 с.
Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. 367 с.
Верховин В.И., Авагян Г.Л., Агабекян Р.Л., Демин В.И., Зубков В.И., Ионова О.Б., Верховин А.В. Экономическая социология. М., 2006.
Горшков М.К. Российский социум в условиях кризисного развития: контекстный подход (статья 2) // Социологические исследования. 2017. № 1 (393). С. 5–13.
Горшков М.К. Российское общество в контексте новой реальности. К итогам и продолжению социологического мегапроекта. М., 2017.
Козырева П.М., Низамова А.Э., Смирнов А.И. Потребление и досуг молодёжи в России // Россия и Китай: молодёжь XXI века. М., 2014.
Козырева П.М., Низамова А.Э., Смирнов А.И. Ресурсы и практики социально-экономической адаптации населения России. М., 2013.
Овруцкий А.В. Социальная онтология потребления: научные представления, модели, общество потребления : дис. … д-ра филос. наук. Ростов н/Д., 2012.
Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социс. 2005. № 1.
Тульчинский Г.Л. Total branding: мифодизайн постинформационного общества. Бренды и их роль в современном бизнесе и культуре. СПб., 2013.
Фуко М. Рождение биополитики : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978–1979 учебном году. СПб., 2010. 448 с.
Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодёжи. М., 2011. 336 с.
Шереги Ф.Э. Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации. М., 2013.
Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.; СПб., 2014. 656 с.
Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. 367 с.
Верховин В.И., Авагян Г.Л., Агабекян Р.Л., Демин В.И., Зубков В.И., Ионова О.Б., Верховин А.В. Экономическая социология. М., 2006.
Горшков М.К. Российский социум в условиях кризисного развития: контекстный подход (статья 2) // Социологические исследования. 2017. № 1 (393). С. 5–13.
Горшков М.К. Российское общество в контексте новой реальности. К итогам и продолжению социологического мегапроекта. М., 2017.
Козырева П.М., Низамова А.Э., Смирнов А.И. Потребление и досуг молодёжи в России // Россия и Китай: молодёжь XXI века. М., 2014.
Козырева П.М., Низамова А.Э., Смирнов А.И. Ресурсы и практики социально-экономической адаптации населения России. М., 2013.
Овруцкий А.В. Социальная онтология потребления: научные представления, модели, общество потребления : дис. … д-ра филос. наук. Ростов н/Д., 2012.
Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социс. 2005. № 1.
Тульчинский Г.Л. Total branding: мифодизайн постинформационного общества. Бренды и их роль в современном бизнесе и культуре. СПб., 2013.
Фуко М. Рождение биополитики : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978–1979 учебном году. СПб., 2010. 448 с.
Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодёжи. М., 2011. 336 с.
Шереги Ф.Э. Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации. М., 2013.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Черных, С. С., Воденко, К. В., Коваленко, А. М., & Чернов, И. В. (2019). Демонстративное потребление молодежи в условиях экспансии информационного общества и глобальной цифровизации. Гуманитарий Юга России, 8(5), 179-189. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.5.15
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ