Искусство как социальный институт

  • Виктор Олегович Пигулевский Южно-Российский гуманитарный институт, г. Ростов-на-Дону urgi@urgi.info
  • Людмила Анатольевна Мирская Южно-Российский гуманитарный институт, г. Ростов-на-Дону urgi@urgi.info
Для цитирования
Пигулевский В. О., Мирская Л. А. Искусство как социальный институт // Гуманитарий Юга России. 2019. Том 8. № 4. С. 167-177. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.4.18

Аннотация

Искусство как социальный институт – это традиционная структура социальных ролей художника, критика, зрителя по поводу произведения искусства, помещенного в музей, театр, концертный зал. В условиях информационного общества социальная структура эстетической деятельности становится подвижной – функцию произведения может исполнять сама публика, роль художника, режиссера или композитора – непрофессионал, контекст произведения могут составить окружающая среда и масс-медиа. Статус произведения могут получить объект, конструкция или акция путем устранения означающего и нового означивания артефакта или перформанса за счет знаково-символического контекста культуры. Конструкция, манипуляция или действие, имеющие характер провокации, нарушающие социокультурные табу, становятся импульсом творчества, понятым как подвижная социальная структура с негативным центром. Смысл культурных инсценировок в ситуации постмодерна – поиск людьми идентификации, выработка нового социального интереса.
Ключевые слова:
искусство, артефакт, произведение, институт, социальная роль, социальная структура

Биографии авторов

Виктор Олегович Пигулевский, Южно-Российский гуманитарный институт, г. Ростов-на-Дону
Доктор философских наук, профессор, ректор Южно-Российского гуманитарного института, г. Ростов-на-Дону
Людмила Анатольевна Мирская, Южно-Российский гуманитарный институт, г. Ростов-на-Дону
Доктор философских наук, профессор, проректор

Литература

Аберкомби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. Казань, 1997. 620 с.



Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб., 2000. 437 с.



Батай Ж. Невозможное // Ненависть к поэзии. М., 1999. 614 с.



Бинкли Т. Против эстетики // Американская философия искусства. Екатеринбург; Бишкек, 1997. 302 с.



Бодрийяр Ж. Фатальные стратегии. М., 2017. 288 с.



Данто А. Язык, искусство и культура // Общество и культура. Ч. 2. М., 1988. 224 с.



Делез Ж. Логика смысла. М., 1995. 472 с.



Дики Д. Определяя искусство // Американская философия искусства. Екатеринбург; Бишкек, 1997. 302 с.



Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2004. 427 с.



Лиотар Ж.Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ступени. 1994. № 2.



Лукшин И. Искусство как социальный институт. М., 1984. 64 с.



Прозерский В. Институционализм: радикальная переориентация эстетики // Очерки эстетики и философии искусства. М., 2013. 448 с.



Салесл Р. Молчание женского наслаждения // Кабинет: картины мира. II. СПб., 2001.



Тцара Т. Манифест дада 1918 // Альманах дада. М., 2000. 206 с.



Тцара Т. Прокламация без претензии // Дадаизм. Тексты, иллюстрации, документы. М., 2002. 559 с.



Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. М., 2015. 376 с.



Фуко М. Что такое автор? // Воля к истине. М., 1996. 444 с.



Харт К. Постмодернизм. М., 2006. 272 с.



Хренов Н.А. Эстетика как социология искусства // Очерки эстетики и философии искусства. М., 2013. 448 с.



Eaton M.M. Art and Nonart. Cranbury. N.Y., 1983. P. 99–104.



Margolis J. Works of Art as Physically Embodied and Culturally Emergent Entities // The British Journal of Aesthetics. 1975
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Пигулевский, В. О., & Мирская, Л. А. (2019). Искусство как социальный институт. Гуманитарий Юга России, 8(4), 167-177. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.4.18
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ