Идеология и практика демонстративного потребления в России в условиях архаизации массового сознания

  • Геннадий Александрович Воробьев Пятигорский государственный университет, г. Пятигорск ido@pgu.ru
  • Ауес Мухамедович Кумыков Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова; министр просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик profkbsu@mail.ru
  • Виталий Станиславович Пусько Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Москва sgn3@bmstu.ru
  • Елена Анатольевна Агапова Институт философии и социально-политических наук, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону eagapova@sfedu.ru
Для цитирования
Воробьев Г. А., Кумыков А. М., Пусько В. С., Агапова Е. А. Идеология и практика демонстративного потребления в России в условиях архаизации массового сознания // Гуманитарий Юга России. 2019. Том 8. № 4. С. 90-101. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.4.10

Аннотация

Демонстративное потребление как модель социального поведения проникло в самую ткань социальных отношений, став массовой практикой и приемлемой моделью поведения. Что же так привлекает в демонстративном потреблении тех, кто его использует в своих потребительских практиках? Почему оно получает столь стремительное распространение в России среди различных слоев населения и возрастных групп? В чем социальная притягательность и сила идеологии демонстративного потребления? Как связано демонстративное потребление с архаизационными тенденциями в развитии современного российского общества? На эти и другие вопросы в данной статье авторы пытаются дать ответы, разворачивая логику исследования таким образом, что изучаемые явления предстают как взаимосвязанные взаимовлиянием. Усиление позиций архаизации в массовом сознании населения России способствует более широкому распространению практик демонстративного потребления как упрощенных, понятных, прогнозируемых в условиях сложного социума, а указанные практики, в свою очередь, блокируют в массовом сознании саму возможность принятия и реализации более сложных, инновационных, творческих способов решения социальных задач и проблем, поскольку их влияние в масштабах общества в целом характеризуется в терминах духовной и интеллектуальной деградации.
Ключевые слова:
потребление, демонстративное потребление, идеология, идеология демонстративного потребления, архаизация, массовое сознание, архаизация массового сознания

Биографии авторов

Геннадий Александрович Воробьев, Пятигорский государственный университет, г. Пятигорск
Доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой информационно-коммуникационных технологий, математики и информационной безопасности
Ауес Мухамедович Кумыков, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова; министр просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик
Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, министр просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик
Виталий Станиславович Пусько, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Москва
Доктор философских наук, профессор
Елена Анатольевна Агапова, Институт философии и социально-политических наук, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Доктор философских наук, доцент, заведующая кафедройсоциальной философии

Литература

Аранович Н.А., Пак Г.С. Три дискурса потребления в обществе постмодерна // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. 2010. № 3. С. 20–24.



Бекарев А.М., Пак Г.С. Потребление без потребностей? // Наука. Мысль. 2017. № 4. С. 92–95.



Василовская Е.А. Самовоспроизводство общества потребления в XX веке: теоретический анализ // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4. С. 57–63.



Ворожейкин С.И. Становящееся привычкой: демонстративное потребление, обычное действие и жизненный стандарт // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6-1. С. 134–136.



Глинчикова А.Г., Синеокая Ю.В., Степанянц М.Т. Архаизация: поворот вспять или мобилизация к будущему? // Философский журнал. 2017. № 3. С. 133–152.



Горшков М.К. Российский социум в условиях кризисного развития: контекстный подход // Социологические исследования. 2016. № 12.



Гриф М.Р. Культура потребительского поведения россиян // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 150–153.



Зарубина Н.Н. Упрощение массовых социальных практик как вектор трансформации повседневности в сложном социуме // Историческая психология и социология истории. 2013. № 2. С. 29–45.



Иванова М.В. Идеология потребительства как феномен современного либерально-демократического общества // Вестник ЗабГУ. 2008. № 4. С. 16–22.



Ильин А.Н. Общество потребления и потребительская инфраструктура // Человек в мире культуры. 2016. № 1. С. 48–58.



Козырев Г.И. Общество потребления как система социального контроля // Вестник РГГУ. Философия. Социология. Искусствоведение. 2017. № 4-1 (10). С. 30–37.



Кузнецова А.С. Потребительское поведение молодежи города Москвы // Власть, 2016. № 8. С. 214–217.



Кумыков А.М., Ситников А.П. Архаизация в практиках образования в современном российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2019. № 1. С. 261–269.



Ламажаа Ч.К. Концепции архаизации общества в отечественном обществознании // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 33–41.



Ментальные программы и модальные модели социального поведения на Юге России / отв. ред. А.В. Лубский. М. : Социально-гуманитарные знания, 2017. 396 с.



Lubsky A.V., Kolesnykova E.Y., Lubsky R.A. Normative Type of Personality and Mental Matrix of Social Behavior in Russian Society // Indian Journal of Science and Technology, 2016. Vol. 9. Iss. 36. S. 102–123.



Мирошина Е.Ю. Общество потребления: критика и пути преображения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2017. № 2. С. 105–112.



Наиболее тревожащие проблемы. Режим доступа: https:// www.levada.ru/2018/04/ 24/naibolee-trevozhashhie-problemy-3/print/.



Печкуров И.В. Аксиология престижа и статуса в практиках демонстративного потребления в российской социальной действительности // Гуманитарий Юга России. 2018. № 1. С. 192–200.



Печкуров И.В. Гламурная социальность и демонстративное потребление в российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2019. № 2. С. 214–221.



Поморцева А.М. Цивилизационный разлом (вызов) и архаизация сознания человека (ответ) // Наука. Инновации. Технологии. 2009. № 2. С. 44–50.



Попсуева А.А. Экономическое поведение потребителя и его демонстративные характеристики // Теория и практика общественного развития. 2016. № 6. С. 23–25.



Постникова Е.Г. Феномен самомифологизации и архаизация массового сознания в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2012. № 3. С. 24–30.



Радина Н.К., Шайдакова Н.В., Мохнаткина И.Н. Демонстративное потребление современных подростков: социально-психологические особенности // Социальная психология и общество. 2013. № 1. С. 52–66.



Романова Н.П., Леконцева К.В. Философско-социологические подходы к проблеме потребления: современные представления // Вестник ЗабГУ. 2013. № 4. С. 70–76.



Российское общество в 2017-м: социальное самочувствие, тревоги, надежды на будущее. Режим доступа: http:// www.isras.ru/ files/ File/publ/rezyume_ross_obschestvo_2017.pdf.



Россияне назвали главных врагов страны. Режим доступа: https:// www.levada.ru/ 2018/01/10/rossiyane-nazvali-glavnyh-vragov-strany/.



Ростовцева Л.И., Мирошина Е.Ю. Демонстративное потребление и гламур в современной экономике // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2012. № 1-1. С. 504–512.



Сороколетова А.О. Мода как фактор потребительского поведения молодежи // Вестник Тамбовского университета. Общественные науки. 2017. Т. 3, вып. 3 (11). С. 88–92.



Фромм Э. «Иметь» или «быть» / пер. с нем. Э. Телятниковой. М. : АСТ Москва, 2006. 314 с.



Цымбал Е.А. Самореализация и творчество личности в обществе потребления // Научная мысль Кавказа. 2018. № 2 (94). С. 26–28.



Чем больше все меняется, тем больше все остается неизменным // ВЦИОМ. 2016. Пресс-выпуск № 3032. Режим доступа: https:// wciom.ru/ index.php? id=236&uid=115572.



Шайдакова Н.В. Гендерный анализ демонстративного потребления в среде старшеклассников и студентов // Женщина в российском обществе. 2014. № 3. С. 53–61.



Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Архаизация современной культуры: необходимость или случайность? // Ценности и смыслы. 2010. № 1 (4). С. 34–42.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Воробьев, Г. А., Кумыков, А. М., Пусько, В. С., & Агапова, Е. А. (2019). Идеология и практика демонстративного потребления в России в условиях архаизации массового сознания. Гуманитарий Юга России, 8(4), 90-101. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.4.10
Раздел
ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО