Секуляризация в зеркале философии Гегеля: опыт теоретической (концептуальной) реконструкции

  • Тамара Петровна Матяш Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону tamara.matiash@yandex.ru
  • Дмитрий Владимирович Матяш Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону matyashdv@mail.ru
Для цитирования
Матяш Т. П., Матяш Д. В. Секуляризация в зеркале философии Гегеля: опыт теоретической (концептуальной) реконструкции // Гуманитарий Юга России. 2019. Том 8. № 4. С. 71-81. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.4.8

Аннотация

В статье рассмотрена попытка Гегеля остановить секуляризационные процессы, охватившие Германию и сопровождающиеся угасанием в немецком обществе интереса к христианской религии. Показано, что истоки потери этого интереса Гегель видел в самой религии, которая, по его мнению, больше обращалась к сердцу, чем к разуму. Ю. Хабермас расценил эти претензии Гегеля к религии как продолжение начавшегося в истории немецкой философии «судебного процесса», на котором, начиная с Канта, разбирается «наследственный спор между философией и религией». Рассмотрена специфика толкования Гегелем Священного Писания, приведшего его к выводу, что Бог есть мысль, а потому открывается нам в интеллектуальном пространстве чистой мысли. Выяснены причины, по которым Гегель заместил религиозные формы мышления и жизни разумными философскими эквивалентами, осуществив тем самым философское постижение религиозного содержания. Подробно проанализирован вопрос о том, удалось ли философии Гегеля затормозить секуляризационные процессы в немецком обществе.
Ключевые слова:
секуляризация, сакральный, профанный, нигилизм, Реформация, трансцендентность, христианская религия, вера, голая вера, интеллектуальный гносис, субстанциальный дух, теоретическая спекуляция

Биографии авторов

Тамара Петровна Матяш, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Доктор философских наук, профессор 
Дмитрий Владимирович Матяш, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Доктор философских наук, доцент, профессор

Литература

Августин Бл. Исповедь. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2006. 320 с.



Брентано Ф. О будущем философии. Избранные труды / пер. с нем. Р.А. Громова. М. : Академический проект, 2018. 629 с.



Гараджа В.И. «Секуляризация». Новая философская энциклопедия : в 4 т. / под ред. В.С. Стёпина. М. : Мысль, 2001.



Гегель Г. Работы разных лет : в 2 т. Т. 1. М. : Мысль, 1970. 667 с.



Гегель Г. Работы разных лет : в 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 1971. 629 с.



Гегель Г. Энциклопедия философских наук : в 3 т. Т. 1 : Наука логики. М. : Мысль, 1974. 452 с.



Гегель Г. Энциклопедия философских наук : в 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1977. 471 с.



Дионисий Ареопагит, святой. Мистическое богословие. М. : Тетра, 1993. 95 с.



Добротолюбие : в 5 т. Т. 3 М. : Развитие духовности, культуры и науки, 2004. 560 с.



Киреевский И.В. Разум на пути к истине. М.: Правило веры, 2002. 661 с.



Лазарева Н. Жизнеописание Ивана Васильевича Киреевского // И.В. Киреевский. Разум на пути к истине. М. : Правило веры, 2002. 661 с.



Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.



Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М.: СЭИ, 1991. 289 с.



Маркс К. Капитал. Т. 1. М. : Госполитиздат, 1955. 794 с.



Матяш Т.П. Диалектика Гегеля и догмат Троицы // Рациональное и внерациональное: грани проблемы : сб. ст. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 2002. 303 с.



Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. Богословие и новоевропейский философский рационализм о духовности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 4 (89).



Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М. : Русское феноменологическое общество, 1996. 279 с.



Федоров Н.Ф. Философия общего дела: в 2 т. Т. 2. М. : АСТ, 2003. 592 с.



Флоренский П.А. Иконостас. М. : Искусство, 1994. 256 с.



Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV – VIII веков. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. 542 с.



Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М. : Аграф, 1998. 431 с.



Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М. : Весь мир, 2003. 414 с.



Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М. : Весь мир, 2002. 144 с.



Хабермас Ю. Вера и знание. Glauben und Wissen. Речь Ю. Хабермаса 14 октября 2001 г. в церкви Св. Павла во Франкфурте-на-Майне по случаю присуждения ему Премии мира Биржевого союза немецкой книготорговли.



Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. 464 с.



Хомяков А.С. Сочинение : в 2 т. Т. 2 : Работы по богословию. М. : Медиум, 1994. 479 с.



Шохин В.К. Философская теология и основное богословие // Вестник ПСТГУ. Серия I : Богословие. Философия. 2014. Вып. 1 (51). С. 57–79.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Матяш, Т. П., & Матяш, Д. В. (2019). Секуляризация в зеркале философии Гегеля: опыт теоретической (концептуальной) реконструкции. Гуманитарий Юга России, 8(4), 71-81. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.4.8
Раздел
ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО