Опорный вуз в региональном пространстве: теоретико-методологические параметры исследования
Для цитирования
Месхи Б. Ч. Опорный вуз в региональном пространстве: теоретико-методологические параметры исследования // Гуманитарий Юга России. 2019. Том 8. № 2. С. 33-46. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.2.2
Аннотация
Представленная статья преследует целью формирование теоретико-методологического конструкта исследования опорного вуза в региональном пространстве российского общества, так как речь идет об актуальной концептуальной и социально-прикладной проблеме. Опорный вуз не является, по мнению автора статьи, очередным административным экспериментом по оптимизации высшего образования, а связан с включением региональных вузов в социокультурную модернизацию российских регионов. Автор статьи, основываясь на оценке действующих в социологическом знании концептов вузовского образования, полагает, что при анализе опорного вуза следует расширить границы социологического измерения с функциональных параметров до критериев социальной эффективности вуза, понимаемых как соотнесение результатов деятельности с социальной резонансностью, разработкой проектов и программ, направленных на достижение статуса опорного вуза как субъекта социокультурной модернизации региона.
Ключевые слова:
опорный вуз, российское региональное пространство, социокультурная модерни-зация, социальные инновации, функцио-нальные параметры, многокритериальная модель исследования
Литература
Волков Ю.Г. Социальная диагностика и социологическая экспертиза. М., 2015. 240 с.
Волков Ю.Г., Лубский А.В. Российская реальность в пространстве социологического дискурса. Ростов н/Д.; Таганрог, 2018. Кн. 1. 278 с.
Волков Ю.Г., Лубский А.В. Социология в России: в поисках новых идей и креативности. Ростов н/Д.; Таганрог, 2017. 196 с.
Гофман А.Б. Пятнадцать тезисов в защиту идеи модернизации // Россия реформирующаяся. Вып. 11 : ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. М. : Новый хронограф, 2012. С. 27–35.
Двадцать пять лет социальных трансформаций в оценках и суждениях россиян: опыт социологического анализа / отв. ред. М.К. Горшков, В.В. Петухов. М. : Весь мир, 2018. 384 с.
Дискин И.А. Россия, которая возможна. М. : Юрист, 2011. 175 с.
Иванова И.Н. Потребление образовательных услуг. Саратов, 2004. 243 с.
Константиновский Д.Л. Интеллектуальный потенциал и инновационное развитие // Социологическая наука и социальная практика. 2018. № 3. С. 43–61.
Константиновский Д.Л. Образование и рынок труда: новая ситуация // Не расстанусь с молодежью, буду... : сб. науч. ст. к 80-летию проф. Ю.Р. Вишневского / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2018. С. 268–274.
Месхи Б.Ч., Склярова Н.Ю., Благин А.В., Шкиль Т.В., Мардасова И.В. Некоторые аспекты модернизации образовательной деятельности ДГТУ как опорного университета // Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 1. С. 163–170.
Региональная социология: проблемы консолидации социального пространства России / отв. ред. В.В. Маркин. М. : Новый хронограф, 2015. 621 с.
Столицы и регионы в современной России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя / отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. М. : Весь мир, 2018. 312 с.
Тихонова Н.Е., Каравай А.В. Динамика некоторых показателей общего человеческого капитала россиян в 2010–2015 гг. // Социологические исследования. 2018. № 5. C. 84–98.
Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов: социологический анализ. М., 2002. 551 с.
Волков Ю.Г., Лубский А.В. Российская реальность в пространстве социологического дискурса. Ростов н/Д.; Таганрог, 2018. Кн. 1. 278 с.
Волков Ю.Г., Лубский А.В. Социология в России: в поисках новых идей и креативности. Ростов н/Д.; Таганрог, 2017. 196 с.
Гофман А.Б. Пятнадцать тезисов в защиту идеи модернизации // Россия реформирующаяся. Вып. 11 : ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. М. : Новый хронограф, 2012. С. 27–35.
Двадцать пять лет социальных трансформаций в оценках и суждениях россиян: опыт социологического анализа / отв. ред. М.К. Горшков, В.В. Петухов. М. : Весь мир, 2018. 384 с.
Дискин И.А. Россия, которая возможна. М. : Юрист, 2011. 175 с.
Иванова И.Н. Потребление образовательных услуг. Саратов, 2004. 243 с.
Константиновский Д.Л. Интеллектуальный потенциал и инновационное развитие // Социологическая наука и социальная практика. 2018. № 3. С. 43–61.
Константиновский Д.Л. Образование и рынок труда: новая ситуация // Не расстанусь с молодежью, буду... : сб. науч. ст. к 80-летию проф. Ю.Р. Вишневского / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2018. С. 268–274.
Месхи Б.Ч., Склярова Н.Ю., Благин А.В., Шкиль Т.В., Мардасова И.В. Некоторые аспекты модернизации образовательной деятельности ДГТУ как опорного университета // Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 1. С. 163–170.
Региональная социология: проблемы консолидации социального пространства России / отв. ред. В.В. Маркин. М. : Новый хронограф, 2015. 621 с.
Столицы и регионы в современной России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя / отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. М. : Весь мир, 2018. 312 с.
Тихонова Н.Е., Каравай А.В. Динамика некоторых показателей общего человеческого капитала россиян в 2010–2015 гг. // Социологические исследования. 2018. № 5. C. 84–98.
Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов: социологический анализ. М., 2002. 551 с.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Месхи, Б. Ч. (2019). Опорный вуз в региональном пространстве: теоретико-методологические параметры исследования. Гуманитарий Юга России, 8(2), 33-46. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.2.2
Раздел
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО