Дизайн в социокультурном измерении
Для цитирования
Пигулевский В. О., Мирская Л. А. Дизайн в социокультурном измерении // Гуманитарий Юга России. 2019. Том 8. № 1. С. 118-132. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.1.9
Аннотация
Дизайн рассматривается как механизм проектирования, встроенный в систему экономических, общественных и культурных отношений. Промышленный и коммуникативный дизайн составляют два аспекта символического потребления, производство вещей и производство знаков – упаковки, маркировки, рекламы. Исторически функционализм поддерживает модернистскую утопию, а стайлинг выступает стимулом продаж и возвышения потребностей. В социальном аспекте проектирование детерминирует стратификацию и дифференциацию потребления. Присвоение вещей обусловливает престиж, статус и идентификацию личности. В области культуры производство и потребление вещей-знаков связаны с многообразием коннотаций – от гаджетов, роботов и машин, отражающих прогресс, до вещей повседневного обихода, имеющих приватный и занимательный смысл. Тотальный характер проектирования – от среды до языка коммуникации – определяет социально-экономические и культурно-исторические особенности семантики вещей-знаков современной цивилизации.
Ключевые слова:
дизайн, идентификация, социальный статус, социальное потребление, проектирование, вещи, знаки, модерн, постмодерн, культура, цивилизация
Литература
Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. Казань, 1997. 620 с.
Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003. 512 с.
Барт Р. S/Z. М., 2001. 232 с.
Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000. 32 с.
Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М., 2003. 272с.
Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006.
Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 2001. 224 с.
Веблен Т. Теория праздного класса. М., 2011. 366 с.
Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория модного поведения. М., 2010. 228 с.
Инглегарт Р. Модернизация и постмодернизация // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология. М., 1999. 640 с.
Килошенко М. Психология моды. СПб., 2001. 192 с.
Кнорр-Цветина К. Социальность и объекты. Социальные объекты в постсоциальных обществах знания // Социология вещей. М., 2006. 392 с.
Ковешников А.И., Ковешникова Н.А. Кризис функционализма и смена парадигмы в дизайне на рубеже 1960–1970-х гг. // Ученые записки Орловского государственного университета. 2015. № 2.
Курьерова Г. Итальянская модель дизайна. Проектно-поисковые концепции второй половины ХХ века. М., 1993. 154 с.
Маклюэн М. Средство само есть содержание // Информационное общество. М., 2004. 507 с.
Побережников И.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу. М., 2006. 244 с.
Пресс М., Купер Р. Власть дизайна. Ключ к сердцу потребителя. Минск, 2008. 352 с.
Рубцов А.В. Архитектоника постмодерна. Время // Вопросы философии. 2011. № 10.
Самарская Л.А. Жан Бодрийяр и его вселенная знаков // Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006.
Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. М., 2001. 415 с.
Суджич Д. Язык вещей. М., 2015. 232 с.
Траут Д. Большие бренды – большие проблемы. М.; СПб., 2009. 256 с.
Форти А. Объекты желания. Дизайн и общество с 1765 года. М., 2011. 453 с.
Хайнс Т. Все об упаковке. СПб., 1997. 281 с.
Харт К. Постмодернизм. М., 2006. 272 с.
Хиллер Б. Стиль ХХ века. М., 2004. 40 с.
Starck F. Taschen GmbH, 2003.
Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003. 512 с.
Барт Р. S/Z. М., 2001. 232 с.
Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000. 32 с.
Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М., 2003. 272с.
Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006.
Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 2001. 224 с.
Веблен Т. Теория праздного класса. М., 2011. 366 с.
Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория модного поведения. М., 2010. 228 с.
Инглегарт Р. Модернизация и постмодернизация // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология. М., 1999. 640 с.
Килошенко М. Психология моды. СПб., 2001. 192 с.
Кнорр-Цветина К. Социальность и объекты. Социальные объекты в постсоциальных обществах знания // Социология вещей. М., 2006. 392 с.
Ковешников А.И., Ковешникова Н.А. Кризис функционализма и смена парадигмы в дизайне на рубеже 1960–1970-х гг. // Ученые записки Орловского государственного университета. 2015. № 2.
Курьерова Г. Итальянская модель дизайна. Проектно-поисковые концепции второй половины ХХ века. М., 1993. 154 с.
Маклюэн М. Средство само есть содержание // Информационное общество. М., 2004. 507 с.
Побережников И.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу. М., 2006. 244 с.
Пресс М., Купер Р. Власть дизайна. Ключ к сердцу потребителя. Минск, 2008. 352 с.
Рубцов А.В. Архитектоника постмодерна. Время // Вопросы философии. 2011. № 10.
Самарская Л.А. Жан Бодрийяр и его вселенная знаков // Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006.
Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. М., 2001. 415 с.
Суджич Д. Язык вещей. М., 2015. 232 с.
Траут Д. Большие бренды – большие проблемы. М.; СПб., 2009. 256 с.
Форти А. Объекты желания. Дизайн и общество с 1765 года. М., 2011. 453 с.
Хайнс Т. Все об упаковке. СПб., 1997. 281 с.
Харт К. Постмодернизм. М., 2006. 272 с.
Хиллер Б. Стиль ХХ века. М., 2004. 40 с.
Starck F. Taschen GmbH, 2003.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Пигулевский, В. О., & Мирская, Л. А. (2019). Дизайн в социокультурном измерении. Гуманитарий Юга России, 8(1), 118-132. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.1.9
Раздел
ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО