Престиж и мотивы выбора профессии в оценках молодых учителей города Ростова-на-Дону
Выражение признательности
Статья подготовлена при поддержке Российского научного фондапроект № 16-18-10306
Для цитирования
Чикарова Г. И. Престиж и мотивы выбора профессии в оценках молодых учителей города Ростова-на-Дону // Гуманитарий Юга России. 2018. Том 7. № 6. С. 200-211. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2018.6.18
Аннотация
В статье на материалах прикладного социологического исследования, проведенного в 2017 г. в городе Ростове-на-Дону, рассматривается социальный статус профессии учителя в оценках молодых представителей данного профессионального сообщества. В работе на основе статистической информации и эмпирического материала фиксируются низкий уровень материального благосостояния молодых учителей и отсутствие престижа данной профессии в локальном сообществе. Автор также анализирует основные мотивы выбора профессии учителя молодыми людьми в условиях современного общества.
Ключевые слова:
социальный статус профессии, молодые учителя г. Ростова-на-Дону, престиж профессии, мотивы выбора профессии
Литература
Бессуднов А.Р. Социально-профессиональный статус в современной России // Мир России. Социология. Этнология. 2009. № 2. С. 89–115.
Вольчик В.В., Посухова О.Ю. Реформы в сфере образования и прекариатизация учителей // Terra Economicus. 2017. Т. 15, № 2. С. 122–138.
Воронина Е.В., Ельцова А.А. Формирование профессиональной идентичности будущих педагогов // Инновационная наука. 2015. № 5. С. 178–180.
Гладкая И.В. Молодые учителя о своей готовности к профессиональной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. С. 104–118.
Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение учителей: ожидания и реальность // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 100–106.
Исаев Д.П., Трапш Н.А. Городской учитель в российском обществе: системное изменение профессиональной идентичности в условиях постсоветских трансформаций // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 6 (91). С. 103–108.
Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Карьерные ориентации социально значимых профессиональных групп российских мегаполисов в условиях прекариатизации // Россия реформирующаяся. 2018. № 6. С. 437–454.
Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Профессиональная идентичность городских учителей в условиях модернизации института образования // Journal of Institutional Studies. 2017. Т. 9, № 2. С. 137–153.
Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Профессиональная идентичность школьных учителей в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в крупных городах России // Вопросы образования. 2018. № 3.
Колесникова Е.М. Публичный образ профессии учителя: опыты исследования и вклад в статусные показатели группы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. 2013. № 1. С. 28–34.
Лурье Л.И. Почему выпускники педагогических вузов становятся менеджерами? // Образование и наука. 2015. № 7. С. 24–43.
Лучкина Т.В. Пути становления профессионализма молодого учителя в современной школе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Педагогика и психология. 2012.
Лучкина Т.В. Характеристика профессиональной идентичности молодого учителя современной школы // Вестник Забайкальского государственного университета. 2008. № 6. С. 32–37.
Магун В.С., Грязнова О.С. Базовые ценности российских учителей: сходство и отличия в сравнении с их европейскими коллегами // Социологический журнал. 2011. № 1. С. 53–73.
Морозов Г.Б. Почему выпускники педагогических вузов не работают в образовательной сфере? // Современное общество и власть. 2016. № 4. С. 63–67.
Мониторинг качества приема в вузы. Основные итоги – 2017. Режим доступа: https://ege.hse.ru/stata_2017.
Мониторинг качества приема в вузы. Основные итоги – 2018. Режим доступа: https://ege.hse.ru/stata_2018.
«Не только факты»: поговорим о возрасте… // Учительская газета. 2018. 3 сент. Режим доступа: http:// www.ug.ru/article/ 1061.
Николенко Н.А. Профессиональная стратификация как социальный феномен: теоретические подходы и методы изучения // Logos et Praxis. 2014. № 6. С. 44–54.
Официальный сайт Информационного агентства РБК. Режим доступа: https:// www.rbc.ru/society/30/07/2018/5b5ae5709a7947020db02fd3.
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: https://минобрнауки.рф.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/.
Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области. Режим доступа: http://rostov.gks.ru/.
Полывянная М.Т. Ценностные ориентации современного российского учительства как социально-профессиональной группы : автореф. дис. … канд. социол. наук. Н. Новгород : ННГУ, 2008. 26 с.
Профессиональная идентичность в российском обществе (вопросы истории, теории и практики) / Д.П. Исаев [и др.]. Ростов н/Д.; Таганрог : Изд-во Южного фед. ун-та, 2017. 178 с.
Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) / под ред. Е. Ленской, М. Пинской. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 36 с.
Фролова А.С., Посухова О.Ю. Концептуальное моделирование системы символического конструирования профессиональной идентичности в медиапространстве // Медиаобразование. 2017. № 3. С. 185–192.
Черникова Е.Г. Особенности социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4. С. 171–179.
Шеховцова Г.П. Проблемы адаптации молодого учителя // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015.
Щеткина И.А., Захарова Е.Ю., Окунева Н.И. Отношение молодых педагогов к профессии учителя: социологический анализ // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Философия, социология, культурология, социальная работа. 2015. № 4. С. 191–197.
Вольчик В.В., Посухова О.Ю. Реформы в сфере образования и прекариатизация учителей // Terra Economicus. 2017. Т. 15, № 2. С. 122–138.
Воронина Е.В., Ельцова А.А. Формирование профессиональной идентичности будущих педагогов // Инновационная наука. 2015. № 5. С. 178–180.
Гладкая И.В. Молодые учителя о своей готовности к профессиональной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. С. 104–118.
Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение учителей: ожидания и реальность // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 100–106.
Исаев Д.П., Трапш Н.А. Городской учитель в российском обществе: системное изменение профессиональной идентичности в условиях постсоветских трансформаций // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 6 (91). С. 103–108.
Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Карьерные ориентации социально значимых профессиональных групп российских мегаполисов в условиях прекариатизации // Россия реформирующаяся. 2018. № 6. С. 437–454.
Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Профессиональная идентичность городских учителей в условиях модернизации института образования // Journal of Institutional Studies. 2017. Т. 9, № 2. С. 137–153.
Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Профессиональная идентичность школьных учителей в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в крупных городах России // Вопросы образования. 2018. № 3.
Колесникова Е.М. Публичный образ профессии учителя: опыты исследования и вклад в статусные показатели группы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. 2013. № 1. С. 28–34.
Лурье Л.И. Почему выпускники педагогических вузов становятся менеджерами? // Образование и наука. 2015. № 7. С. 24–43.
Лучкина Т.В. Пути становления профессионализма молодого учителя в современной школе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Педагогика и психология. 2012.
Лучкина Т.В. Характеристика профессиональной идентичности молодого учителя современной школы // Вестник Забайкальского государственного университета. 2008. № 6. С. 32–37.
Магун В.С., Грязнова О.С. Базовые ценности российских учителей: сходство и отличия в сравнении с их европейскими коллегами // Социологический журнал. 2011. № 1. С. 53–73.
Морозов Г.Б. Почему выпускники педагогических вузов не работают в образовательной сфере? // Современное общество и власть. 2016. № 4. С. 63–67.
Мониторинг качества приема в вузы. Основные итоги – 2017. Режим доступа: https://ege.hse.ru/stata_2017.
Мониторинг качества приема в вузы. Основные итоги – 2018. Режим доступа: https://ege.hse.ru/stata_2018.
«Не только факты»: поговорим о возрасте… // Учительская газета. 2018. 3 сент. Режим доступа: http:// www.ug.ru/article/ 1061.
Николенко Н.А. Профессиональная стратификация как социальный феномен: теоретические подходы и методы изучения // Logos et Praxis. 2014. № 6. С. 44–54.
Официальный сайт Информационного агентства РБК. Режим доступа: https:// www.rbc.ru/society/30/07/2018/5b5ae5709a7947020db02fd3.
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: https://минобрнауки.рф.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/.
Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области. Режим доступа: http://rostov.gks.ru/.
Полывянная М.Т. Ценностные ориентации современного российского учительства как социально-профессиональной группы : автореф. дис. … канд. социол. наук. Н. Новгород : ННГУ, 2008. 26 с.
Профессиональная идентичность в российском обществе (вопросы истории, теории и практики) / Д.П. Исаев [и др.]. Ростов н/Д.; Таганрог : Изд-во Южного фед. ун-та, 2017. 178 с.
Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) / под ред. Е. Ленской, М. Пинской. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 36 с.
Фролова А.С., Посухова О.Ю. Концептуальное моделирование системы символического конструирования профессиональной идентичности в медиапространстве // Медиаобразование. 2017. № 3. С. 185–192.
Черникова Е.Г. Особенности социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4. С. 171–179.
Шеховцова Г.П. Проблемы адаптации молодого учителя // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015.
Щеткина И.А., Захарова Е.Ю., Окунева Н.И. Отношение молодых педагогов к профессии учителя: социологический анализ // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Философия, социология, культурология, социальная работа. 2015. № 4. С. 191–197.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Чикарова, Г. И. (2018). Престиж и мотивы выбора профессии в оценках молодых учителей города Ростова-на-Дону. Гуманитарий Юга России, 7(6), 200-211. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2018.6.18
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ