Трансформационные тенденции профессиональной идентичности врачей в прекариатизирующей среде российских мегаполисов (на примере Москвы и Казани)
Выражение признательности
Статья подготовлена при поддержке Российского научного фондапроект № 16-18-10306
Для цитирования
Нор-Аревян О. А., Мосиенко О. С. Трансформационные тенденции профессиональной идентичности врачей в прекариатизирующей среде российских мегаполисов (на примере Москвы и Казани) // Гуманитарий Юга России. 2018. Том 7. № 2. С. 83-99. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2018.2.7
Аннотация
В данной статье проводится анализ результатов социологического исследования, направленного на выявление социально-групповых, структурных и типологических особенностей профессиональной идентичности представителей бюджетной сферы (в том числе врачей) в условиях прекариатизации в российских мегаполисах.Весной2017 г. научным коллективом был проведен стандартизированный анкетный опрос с использованием квотно-пропорциональной выборки со статистической погрешностью исследования не более 4–5 % (опрошено 468 врачей из Москвы и 402 врача из Казани) и 14 глубинных интервью, по 7 в каждом городе. Социологический анализ полученной эмпирической информации позволил концептуализировать представления о профессиональной идентичности врачей в прекариатизирующей среде российских мегаполисов – Москвы и Казани. Была сформирована сравнительная источниковая база исследования, включающая данные Росстата, ВЦИОМ и данные, полученные методом глубинных интервью.Социологическое исследование проводилось с целью выявления социально-групповых, структурных и типологических особенностей профессиональной идентичности врачей как социально ориентированной профессиональной группы в условиях прекариатизации в российских мегаполисах. Разработанный авторский социологический инструментарий позволил в полной мере провести анализ уровня материальной удовлетворенности врачей и исследовать восприятие врачами своего социально-экономического статуса; изучить структуру социальной идентичности врачей и определить значимость профессиональной идентичности; выявить влияние процессов прекариатизации на трансформационные тенденции профессиональной идетичности.В ходе исследования были выделены и описаны критерии успешности формирования профессиональной идентичности врачей, среди которых эмоционально-позитивное отношение к профессии врача и удовлетворенность своим выбором профессии, высокий уровень оценки социального самочувствия врачей. Проведенное теоретико-методологическое и прикладное социологическое исследование, а также серия глубинных интервью показали, что тип профессиональной идентичности врачей может быть сформирован в абсолютном или смешанном виде. Полученные результаты позволили говорить о достаточно высоком уровне корпоративной профессиональной идентичности российских врачей, предполагающем высокую степень лояльности к своему месту работы. Вместе с тем установлено, что для врачей крупных российских мегаполисов характерны смешанные типы, что в целом соответствует общероссийским тенденциям формирования профессиональной идентичности врачей.
Ключевые слова:
профессиональная идентичность врачей, мегаполис, прекариатизация труда, псевдопозитивная профессиональная идентичность, риски прекариатизации
Литература
Бохан Т.Г., Алексеева Л.Ф., Шабаловская М.В., Морева С.А. Профессиональная идентичность в структуре индивидуальной и социальной идентичности студентов-медиков // Вестник Томского государственного ун-та. 2013. № 375. С. 135–140.
Водяха А.А. Ценностно-смысловые компоненты профессиональной идентичности врача : автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2009. Режим доступа: http:// cheloveknauka.com/transformatsiya- sotsioprofessionalnoy-identichnosti-v-meditsine#ixzz4qEvKPEye.
Водяха А.А. Ценностно-смысловые ориентации в структуре профессиональной идентичности врачей // Вестник Кемеровского государственного ун-та. 2008. № 1.
Галкин К.А., Малахов И.Н. От любви до неудовлетворенности. Удовлетворённость и профессиональная идентичность персонала и молодых врачей центров амбулаторной хирургии Санкт-Петербурга // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 4 (17).
Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. 2001. № 5. С. 69–78.
Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход : дис. … д-ра психол. наук. СПб. 2006.
Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Гендерные аспекты прекариатизации труда в российском обществе // Женщина в российском обществе. 2017. № 1 (82). С. 29–40.
Майсак Н.В., Великанова Л.П. Девиативные тенденции в профессиях: сравнительный анализ // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. С. 879–885.
Маяковская Н.В. Профессиональное воспитание будущего врача в медицинском вузе на основе аксиологического подхода : автореф. дис. … канд. пед. наук. 2012. Режим доступа: http://l.120-bal.ru/ doc/49925/ index.html.
Мироненко Т.А., Капустина Т.В. Профессиональная идентичность у врачей // Студент. Аспирант. Исследователь. 2016. № 1 (7). С. 46–55.
Мониторинг мнений (ВЦИОМ): ноябрь-декабрь 2016 // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 6. С. 125–155.
Мосиенко О.С. Влияние прекариатизации трудовых отношений на профессиональную идентичность врачей (на примере г. Казани) // Гуманитарий Юга России. 2017. № 5. С. 206–220.
Недуруева Т.В. Профессиональное здоровье медицинских работников: структурно-критериальный подход // Ученые записки Российского государственного социального ун-та. 2012. № 2. С. 175–180.
Нор-Аревян О.А. Профессиональная идентичность врачей г. Москвы в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в российском обществе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 3. С. 204–214.
Присяжнюк Д.И. Трансформация профессии врача в условиях реформы здравоохранения : автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2012. Режим доступа: http:// cheloveknauka.com/transformatsiya-sotsioprofessionalnoy-identichnosti-v-meditsine#ixzz4qEvpT68P.
Профессиональная идентичность в российском обществе (вопросы истории, теории и практики) / Д.П. Исаев, Л.В. Клименко, О.А. Нор-Аревян, О.Ю. Посухова, Н.А. Трапш, А.С. Фролова. Ростов н/Д.: Изд-во Южного федерального ун-та, 2017.
Румянцева Т.В. Трансформация идентичности студентов медицинского вуза в меняющихся социальных условиях : автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль. 2005. Режим доступа: http://cheloveknauka. com/transformatsiya-sotsioprofessionalnoy-identichnosti-v-meditsine# ixzz4qEvW2tJv.
Фитьмова А.А. Развитие профессиональной мотивации будущих врачей в процессе обучения в вузе : автореф. дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2012. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/ transformatsiya-sotsioprofessionalnoy-identichnosti-v-meditsine# ixzz4qEvhb7tH.
Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001.
Baernstein A., Oelschlager A.M., Amies E., Chang T.A., Wenrich M. Learning professionalism: perspectives of preclinical medical students // Acad. Med. 2009. № 84 (5). P. 574–581.
Creed W. E. D. and Saporta I. Unmet expectations: The effect of status inconsistency on quitting and internal job changing // Research in Social Stratification and Mobility. 2003. Т. 20. P. 285–323.
Eisenberg E. Building a mystery: toward a new theory of communication and identity // Journal of Communication. 2001. № 51. P. 534–552.
Kenny N.P., Mann K.V., MacLeod H. Role modeling in physicians' professional formation: reconsidering an essential but untapped educational strategy // Acad. Med. 2003. № 78 (12). P. 1203–1210.
Mann K.V. Theoretical perspectives in medical education: past experience and future possibilities // Med. Educ. 2011. № 45 (1). P. 60–68.
Mann K.V., Ruedy J., Millar N., Andreou P. Achievement of non-cognitive goals of undergraduate medical education: perceptions of medical students, residents, faculty and other health professionals // Med. Educ. 2005. № 39 (1). P. 40–48.
Niemi P. Medical students’ professional identity: self reflection during the preclinical years // Medical Education. 1997. № 3. P. 408–415.
Niemi P. M. and Vainiomäki P.T. Medical students' distress – quality, continuity and gender differences during a six-year medical programme // Med. Teach. 2006. № 28 (2). P. 136–141.
Niemi P.M., Vainiomäki P.T., Murto-Kangas M. «My future as a physician» – professional representations and their background among first-day medical students // Teach Learn Med. 2003. № 15 (1). P. 31–39.
Oelschlager A.M., Smith S., Tamura G., Carline J., Dobie S. Where do medical students turn? The role of the assigned mentor in the fabric of support during medical school // Teach Learn Med. 2011. № 23 (2). P. 112–117.
Ryynänen K. Constructing physician’s professional Identity – explorations of students’ critical experiences in medical education [doctoral dissertation]. Oulu, Finland. 2001.
Winslade J. Storying professional identity: from an interview with John Winslade // International Journal of narrative therapy & community work. 2002. № 4. P. 33–38.
Winslade J., Crocket K., Monk G., Drewery W. The storying of professional development // Preparing counsellors and therapists: Creating constructivists and developmental programs. 2000.
Водяха А.А. Ценностно-смысловые компоненты профессиональной идентичности врача : автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2009. Режим доступа: http:// cheloveknauka.com/transformatsiya- sotsioprofessionalnoy-identichnosti-v-meditsine#ixzz4qEvKPEye.
Водяха А.А. Ценностно-смысловые ориентации в структуре профессиональной идентичности врачей // Вестник Кемеровского государственного ун-та. 2008. № 1.
Галкин К.А., Малахов И.Н. От любви до неудовлетворенности. Удовлетворённость и профессиональная идентичность персонала и молодых врачей центров амбулаторной хирургии Санкт-Петербурга // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 4 (17).
Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. 2001. № 5. С. 69–78.
Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход : дис. … д-ра психол. наук. СПб. 2006.
Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Гендерные аспекты прекариатизации труда в российском обществе // Женщина в российском обществе. 2017. № 1 (82). С. 29–40.
Майсак Н.В., Великанова Л.П. Девиативные тенденции в профессиях: сравнительный анализ // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. С. 879–885.
Маяковская Н.В. Профессиональное воспитание будущего врача в медицинском вузе на основе аксиологического подхода : автореф. дис. … канд. пед. наук. 2012. Режим доступа: http://l.120-bal.ru/ doc/49925/ index.html.
Мироненко Т.А., Капустина Т.В. Профессиональная идентичность у врачей // Студент. Аспирант. Исследователь. 2016. № 1 (7). С. 46–55.
Мониторинг мнений (ВЦИОМ): ноябрь-декабрь 2016 // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 6. С. 125–155.
Мосиенко О.С. Влияние прекариатизации трудовых отношений на профессиональную идентичность врачей (на примере г. Казани) // Гуманитарий Юга России. 2017. № 5. С. 206–220.
Недуруева Т.В. Профессиональное здоровье медицинских работников: структурно-критериальный подход // Ученые записки Российского государственного социального ун-та. 2012. № 2. С. 175–180.
Нор-Аревян О.А. Профессиональная идентичность врачей г. Москвы в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в российском обществе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 3. С. 204–214.
Присяжнюк Д.И. Трансформация профессии врача в условиях реформы здравоохранения : автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2012. Режим доступа: http:// cheloveknauka.com/transformatsiya-sotsioprofessionalnoy-identichnosti-v-meditsine#ixzz4qEvpT68P.
Профессиональная идентичность в российском обществе (вопросы истории, теории и практики) / Д.П. Исаев, Л.В. Клименко, О.А. Нор-Аревян, О.Ю. Посухова, Н.А. Трапш, А.С. Фролова. Ростов н/Д.: Изд-во Южного федерального ун-та, 2017.
Румянцева Т.В. Трансформация идентичности студентов медицинского вуза в меняющихся социальных условиях : автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль. 2005. Режим доступа: http://cheloveknauka. com/transformatsiya-sotsioprofessionalnoy-identichnosti-v-meditsine# ixzz4qEvW2tJv.
Фитьмова А.А. Развитие профессиональной мотивации будущих врачей в процессе обучения в вузе : автореф. дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2012. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/ transformatsiya-sotsioprofessionalnoy-identichnosti-v-meditsine# ixzz4qEvhb7tH.
Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001.
Baernstein A., Oelschlager A.M., Amies E., Chang T.A., Wenrich M. Learning professionalism: perspectives of preclinical medical students // Acad. Med. 2009. № 84 (5). P. 574–581.
Creed W. E. D. and Saporta I. Unmet expectations: The effect of status inconsistency on quitting and internal job changing // Research in Social Stratification and Mobility. 2003. Т. 20. P. 285–323.
Eisenberg E. Building a mystery: toward a new theory of communication and identity // Journal of Communication. 2001. № 51. P. 534–552.
Kenny N.P., Mann K.V., MacLeod H. Role modeling in physicians' professional formation: reconsidering an essential but untapped educational strategy // Acad. Med. 2003. № 78 (12). P. 1203–1210.
Mann K.V. Theoretical perspectives in medical education: past experience and future possibilities // Med. Educ. 2011. № 45 (1). P. 60–68.
Mann K.V., Ruedy J., Millar N., Andreou P. Achievement of non-cognitive goals of undergraduate medical education: perceptions of medical students, residents, faculty and other health professionals // Med. Educ. 2005. № 39 (1). P. 40–48.
Niemi P. Medical students’ professional identity: self reflection during the preclinical years // Medical Education. 1997. № 3. P. 408–415.
Niemi P. M. and Vainiomäki P.T. Medical students' distress – quality, continuity and gender differences during a six-year medical programme // Med. Teach. 2006. № 28 (2). P. 136–141.
Niemi P.M., Vainiomäki P.T., Murto-Kangas M. «My future as a physician» – professional representations and their background among first-day medical students // Teach Learn Med. 2003. № 15 (1). P. 31–39.
Oelschlager A.M., Smith S., Tamura G., Carline J., Dobie S. Where do medical students turn? The role of the assigned mentor in the fabric of support during medical school // Teach Learn Med. 2011. № 23 (2). P. 112–117.
Ryynänen K. Constructing physician’s professional Identity – explorations of students’ critical experiences in medical education [doctoral dissertation]. Oulu, Finland. 2001.
Winslade J. Storying professional identity: from an interview with John Winslade // International Journal of narrative therapy & community work. 2002. № 4. P. 33–38.
Winslade J., Crocket K., Monk G., Drewery W. The storying of professional development // Preparing counsellors and therapists: Creating constructivists and developmental programs. 2000.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Нор-Аревян, О. А., & Мосиенко, О. С. (2018). Трансформационные тенденции профессиональной идентичности врачей в прекариатизирующей среде российских мегаполисов (на примере Москвы и Казани). Гуманитарий Юга России, 7(2), 83-99. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2018.2.7
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ