Институциональное доверие к науке в контекстах модерна и постмодерна
Выражение признательности
Статья подготовлена при поддержке РНФгрант № 16-18-10411
Для цитирования
Зарубина Н. Н. Институциональное доверие к науке в контекстах модерна и постмодерна // Гуманитарий Юга России. 2018. Том 7. № 1. С. 32-47. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2018.1.2
Аннотация
В статье рассматриваются основания институционального доверия к науке в обществах модерна и постмодерна. Актуальность проблемы институционального доверия к науке обусловлена дисперсией знания в современном обществе, приводящей к распространению ненаучных представлений и постепенной утрате россиянами научного мировоззрения. В статье показано, что в обществах модерна наука является основным институтом, производящим знания, просвещение является важной составляющей модернизации. Однако сциентизм модерна сталкивается с серьезными культурными противоречиями, вызывая недоверие к науке. В условиях становления постмодерна усиливаются тенденции плюрализма знания и производящих его институтов, популяризация науки приобретает клиповый характер. Делается вывод о том, что снижение доверия к науке и ученым в современной России является следствием не «незавершенной модернизации», а трендов постмодернизации.
Ключевые слова:
наука, институциональное доверие, модерн, модернизация, просвещение, популяризация науки, постмодерн, дисперсия знания
Литература
«Солнце – спутник Земли», или Рейтинг научных заблуждений россиян [Электронный ресурс]. URL: http:// wciom.ru/ index.php?id=236&uid=111345 (дата обращения: 05.12.2016).
Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 707–735.
Merton R. Institutional Imperatives of Science // Sociology of Science / ed. by B. Barnes. L.: Penguin Books, 1972. P. 65–79.
Кареев Н.И. О духе русской науки // Русская идея. М.: Республика, 1992. C. 171–184.
Абрамов А.Н. Роль сообщества и различных форм знаний в производстве профессиональной культуры: на примере советской и российской научно-популярной журналистики // Абрамов А.Н. Социология профессий и занятий: очерки истории и ключевые концепции дисциплинарной области. М.: Вариант, 2016. C. 267–299.
Бурдьё П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.
Сергеев А.Г. Проблема практической демаркации науки и лженауки на российском научном поле // В защиту науки. 2015. № 16. С. 49–68.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
Кравченко С.А. Переоткрытие социальной реальности как показатель валидности социологического знания // Социологические исследования. 2014. № 5. С. 27–37.
Кравченко С.А. Доверие к знанию во всемирном обществе риска // Международные процессы. 2016. Т. 14, № 2. С. 38–47.
Свечникова Е.В. Альтернативный метанарратив // Лженаука в современном мире: медиасфера, высшее образование, школа. СПб.: Изд-во ВВМ, 2015. С. 146–157.
Зарубина Н.Н. Упрощенные социальные практики как способ адаптации к сложному социуму // Социологические исследования. 2014. № 5. С. 37–46.
Кравченко С.А. Социология: в 2 т. Т. 2: Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения. М.: Юрайт, 2014. 636 с.
Ефремов Ю.Н. Лженаука, псевдонауки и гипотеза // Лженаука в современном мире: медиасфера, высшее образование, школа. СПб.: Изд-во ВВМ, 2013. С. 30–41.
Зарубина Н.Н. Уважение к научному сообществу как предпосылка доверия к институту науки в современной России // Социологическая наука и социальная практика. 2017. № 1. С. 89–107.
Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 707–735.
Merton R. Institutional Imperatives of Science // Sociology of Science / ed. by B. Barnes. L.: Penguin Books, 1972. P. 65–79.
Кареев Н.И. О духе русской науки // Русская идея. М.: Республика, 1992. C. 171–184.
Абрамов А.Н. Роль сообщества и различных форм знаний в производстве профессиональной культуры: на примере советской и российской научно-популярной журналистики // Абрамов А.Н. Социология профессий и занятий: очерки истории и ключевые концепции дисциплинарной области. М.: Вариант, 2016. C. 267–299.
Бурдьё П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.
Сергеев А.Г. Проблема практической демаркации науки и лженауки на российском научном поле // В защиту науки. 2015. № 16. С. 49–68.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
Кравченко С.А. Переоткрытие социальной реальности как показатель валидности социологического знания // Социологические исследования. 2014. № 5. С. 27–37.
Кравченко С.А. Доверие к знанию во всемирном обществе риска // Международные процессы. 2016. Т. 14, № 2. С. 38–47.
Свечникова Е.В. Альтернативный метанарратив // Лженаука в современном мире: медиасфера, высшее образование, школа. СПб.: Изд-во ВВМ, 2015. С. 146–157.
Зарубина Н.Н. Упрощенные социальные практики как способ адаптации к сложному социуму // Социологические исследования. 2014. № 5. С. 37–46.
Кравченко С.А. Социология: в 2 т. Т. 2: Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения. М.: Юрайт, 2014. 636 с.
Ефремов Ю.Н. Лженаука, псевдонауки и гипотеза // Лженаука в современном мире: медиасфера, высшее образование, школа. СПб.: Изд-во ВВМ, 2013. С. 30–41.
Зарубина Н.Н. Уважение к научному сообществу как предпосылка доверия к институту науки в современной России // Социологическая наука и социальная практика. 2017. № 1. С. 89–107.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Зарубина, Н. Н. (2018). Институциональное доверие к науке в контекстах модерна и постмодерна. Гуманитарий Юга России, 7(1), 32-47. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2018.1.2
Раздел
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО