От наук об образовании к науке образования (окончание)
Для цитирования
Герасимов Г. И. От наук об образовании к науке образования (окончание) // Гуманитарий Юга России. 2017. Том 6. № 6. С. 278-295. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.6.25
Аннотация
Рассматриваемая в статье проблематика связана с осмыслением возможности преодоления междисциплинарных барьеров, сложившихся в классической науке в виде наук об образовании. Анализируются предпосылки процесса формирования знания об образовании как системно организованного и целостно отражающего природу образования, явленного одновременно в ипостасях ценности, системы, процесса и результата. Изучаются типы междисциплинарного взаимодействия, способные к решению такой задачи, и предлагается как один из возможных вариантов ее решения содержательно-понятийный концепт науки образования.
Ключевые слова:
образование, образующийся человек, наука об образовании, наука образования, образование как социокультурный феномен, парадигма образования, образовательный идеал, межмультиинтертрансдисциплинарность, междисциплинарное взаимодействие, междисципл. объект
Литература
Смыслоопределяющая метафора от Л.П. Киященко.
Клейнер Г.Б. Междисциплинарность, системность, гармония – ориентиры развития социально-экономических исследований // Перспективы развития междисциплинарных социально-экономических и гуманитарных исследований : докл. и выступления участников круглого стола (24 июня 2015 г., Ростов-на-Дону) / Южный федеральный университет. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2015.
Семенов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М. : Наука, 2000.
Лубский А.В. Специфика междисциплинарных научных исследований // Перспективы развития междисциплинарных социально-экономических и гуманитарных исследований : докл. и выступления участников круглого стола (24 июня 2015 г., Ростов-на-Дону) / Южный федеральный университет. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2015.
Лубский А.В. Междисциплинарность и трансдисциплинарность в современном научном дискурсе // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании : материалы Всерос. науч. конф. (Ростов-на-Дону, 22–23 июня 2016 г.). Ч. 2 : Секционные доклады. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2016.
Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалоги о высшем образовании: парадигмальный подход и познавательно-развивающая парадигма образования. М.; Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2014.
Бережнова Л.Н. Образование как многоаспектный социокультурный феномен // Человек и образование в современной России: социологические очерки. СПб. : Изд-во С-Петербургского ун-та, 1998.
Предлагаемая матрица составлена по исследованию: Смирнова Н.В. Общее (среднее) образование как процесс социокультурного воспроизводства : автореф. дис. … д-ра социол. наук. М., 2001.
Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 1983.
Токранов А.В. Социальный идеал как средство формирования субъекта социального действия : автореф. дис. … канд. филос. наук. Казань, 2006.
Шеллер М. Формы знания и образование // Человек. 1992. № 4, 5.
Буева Л. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Вестник высшей школы. 1997. № 4.
Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д., 1979.
Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М. : Высшая школа, 1991. С. 95–111.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.
Горшкова В.В. Российское образование в контексте становления глобальной культуры // Диалог культур в условиях глобализации : XI Междунар. Лихачевские научные чтения, 12–13 мая 2011 г. Т. I : Доклады / науч. ред. А.С. Запесоцкий. СПб. : СПбГУП, 2011.
Бандурин А.П. Образовательное знание в повседневной реальности российского общества // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 7.
Зборовский Г.Е. Образовательное знание как проблема социологии // Социс. 2012. № 2.
Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М. : Советская Россия, 1979.
Толстых В.И. Сократ и мы. М. : Политиздат, 1986.
Сайко Э.В. Введение // Социокультурное пространство диалога. М. : Наука, 1999.
Библер В.С. Мышление как творчество. М. : Политиздат, 1975.
Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.
Леонтьева В.Н. Образование как феномен культуротворчества // Социс. 1995. № 1.
Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о парадигмальном подходе в образовании // Гуманитарий Юга России. 2014. № 1. С. 119–137.
Лубский А.В. Методология социального исследования. М. : ИНФРА-М, 2017.
Клейнер Г.Б. Междисциплинарность, системность, гармония – ориентиры развития социально-экономических исследований // Перспективы развития междисциплинарных социально-экономических и гуманитарных исследований : докл. и выступления участников круглого стола (24 июня 2015 г., Ростов-на-Дону) / Южный федеральный университет. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2015.
Семенов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М. : Наука, 2000.
Лубский А.В. Специфика междисциплинарных научных исследований // Перспективы развития междисциплинарных социально-экономических и гуманитарных исследований : докл. и выступления участников круглого стола (24 июня 2015 г., Ростов-на-Дону) / Южный федеральный университет. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2015.
Лубский А.В. Междисциплинарность и трансдисциплинарность в современном научном дискурсе // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании : материалы Всерос. науч. конф. (Ростов-на-Дону, 22–23 июня 2016 г.). Ч. 2 : Секционные доклады. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2016.
Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалоги о высшем образовании: парадигмальный подход и познавательно-развивающая парадигма образования. М.; Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2014.
Бережнова Л.Н. Образование как многоаспектный социокультурный феномен // Человек и образование в современной России: социологические очерки. СПб. : Изд-во С-Петербургского ун-та, 1998.
Предлагаемая матрица составлена по исследованию: Смирнова Н.В. Общее (среднее) образование как процесс социокультурного воспроизводства : автореф. дис. … д-ра социол. наук. М., 2001.
Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 1983.
Токранов А.В. Социальный идеал как средство формирования субъекта социального действия : автореф. дис. … канд. филос. наук. Казань, 2006.
Шеллер М. Формы знания и образование // Человек. 1992. № 4, 5.
Буева Л. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Вестник высшей школы. 1997. № 4.
Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д., 1979.
Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М. : Высшая школа, 1991. С. 95–111.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.
Горшкова В.В. Российское образование в контексте становления глобальной культуры // Диалог культур в условиях глобализации : XI Междунар. Лихачевские научные чтения, 12–13 мая 2011 г. Т. I : Доклады / науч. ред. А.С. Запесоцкий. СПб. : СПбГУП, 2011.
Бандурин А.П. Образовательное знание в повседневной реальности российского общества // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 7.
Зборовский Г.Е. Образовательное знание как проблема социологии // Социс. 2012. № 2.
Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М. : Советская Россия, 1979.
Толстых В.И. Сократ и мы. М. : Политиздат, 1986.
Сайко Э.В. Введение // Социокультурное пространство диалога. М. : Наука, 1999.
Библер В.С. Мышление как творчество. М. : Политиздат, 1975.
Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.
Леонтьева В.Н. Образование как феномен культуротворчества // Социс. 1995. № 1.
Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о парадигмальном подходе в образовании // Гуманитарий Юга России. 2014. № 1. С. 119–137.
Лубский А.В. Методология социального исследования. М. : ИНФРА-М, 2017.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Герасимов, Г. И. (2017). От наук об образовании к науке образования (окончание). Гуманитарий Юга России, 6(6), 278-295. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.6.25
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ