Экологическое образование в вузах России: гражданский активизм в формальном образовании
Для цитирования
Левченко Н. В. Экологическое образование в вузах России: гражданский активизм в формальном образовании // Гуманитарий Юга России. 2017. Том 6. № 5. С. 276-286. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.5.24
Аннотация
В статье анализируется процесс преподавания экологии в технических вузах РФ. Выявлены причины и особенности формирования специальности «инженер-эколог». Данные получены в результате проведённого исследования в 2014–2017 гг. методом глубинных интервью с заведующими кафедрами и преподавателями вузов. В работе показано, как ликвидация предмета «Экология» из школьной программы сказалась на уровне подготовки абитуриентов. Рассматриваются причины изменения отношения в обществе к экологическим проблемам на рубеже 2000-х гг. и спада заинтересованности к специальности «эколог». Анализируется, происходит ли процесс формирования экологически ориентированного взгляда у студентов в вузах. Показывается роль актора в процессе преподавания предметов, связанных с охраной окружающей среды, и в становлении экологической культуры.
Ключевые слова:
система образования, экологическое воспитание, просвещение, экологическая этика, преподавательская деятельность, профессиональная активность, образовательный процесс, экологическая политика, действующий субъект, акторский подход
Литература
Аксенова О.В. Парадигма социального действия: профессионалы в российской модернизации. М. : Ин-т социологии РАН, 2016.
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов [Электронный ресурс] // Высшая школа технологии и энергетики СПбГУПТД. URL: http://www.gturp.spb.ru/fkl/ief/kaf/ oos.htm (дата обращения: 20.01.2017).
Путин В.В. Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики. Россия в окружающем мире: 2000 : аналит. ежегодник. М. : Изд-во МНЭПУ, 2000
Халий И.А. Институционализация экологической политики в России: социальные практики, стратегия государства, управленческие решения / отв. ред. И.А. Халий. М. : Ин-т социологии РАН, 2006.
Халий И.А. Экологическое общественное движение и власть: формы взаимодействия // Полис. 2008. № 4. С. 130–139.
Ягодин Геннадий Алексеевич [Электронный ресурс] // Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева. URL: http://www.muctr.ru/ univsubs/infacol/ihpur/faculties/f6/yagodin. php (дата обращения: 03.02.2017).
Ягодин Геннадий Алексеевич [Электронный ресурс] // Megadook. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. URL: http://megabook.ru/article (дата обращения: 03.02.2017).
Яницкий О.Н. Транснационализация гражданского общества: на примере неправительственных экологических организаций в трех постсоветских странах // Мир России. 1999. № 1–2. C. 135–150.
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов [Электронный ресурс] // Высшая школа технологии и энергетики СПбГУПТД. URL: http://www.gturp.spb.ru/fkl/ief/kaf/ oos.htm (дата обращения: 20.01.2017).
Путин В.В. Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики. Россия в окружающем мире: 2000 : аналит. ежегодник. М. : Изд-во МНЭПУ, 2000
Халий И.А. Институционализация экологической политики в России: социальные практики, стратегия государства, управленческие решения / отв. ред. И.А. Халий. М. : Ин-т социологии РАН, 2006.
Халий И.А. Экологическое общественное движение и власть: формы взаимодействия // Полис. 2008. № 4. С. 130–139.
Ягодин Геннадий Алексеевич [Электронный ресурс] // Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева. URL: http://www.muctr.ru/ univsubs/infacol/ihpur/faculties/f6/yagodin. php (дата обращения: 03.02.2017).
Ягодин Геннадий Алексеевич [Электронный ресурс] // Megadook. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. URL: http://megabook.ru/article (дата обращения: 03.02.2017).
Яницкий О.Н. Транснационализация гражданского общества: на примере неправительственных экологических организаций в трех постсоветских странах // Мир России. 1999. № 1–2. C. 135–150.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Левченко, Н. В. (2017). Экологическое образование в вузах России: гражданский активизм в формальном образовании. Гуманитарий Юга России, 6(5), 276-286. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.5.24
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ