От наук об образовании к науке образования
Для цитирования
Герасимов Г. И. От наук об образовании к науке образования // Гуманитарий Юга России. 2017. Том 6. № 4. С. 275-290. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.4.26
Аннотация
Рассматриваемая в статье проблематика связана с осмыслением возможности преодоления междисциплинарных барьеров, сложившихся в классической науке в виде наук об образовании. Анализируются предпосылки процесса формирования знания об образовании как системно организованного и целостно отражающего природу образования, явленную одновременно в ипостасях ценности, системы, процесса и результата. Изучаются типы междисциплинарного взаимодействия, способные к решению такой задачи, и предлагается, как один из возможных вариантов ее решения, содержательно-понятийный концепт науки образования.
Ключевые слова:
образование, образующийся человек, наука об образовании, наука образования, образование как социокультурный феномен, парадигма образования, образовательный идеал, межмультиинтертрансдисциплинарность, междисциплинарное взаимодействие
Литература
Ковальчук М.В. Конвергенция наук и технологий. Прорыв в будущее // Российские нанотехнологии. 2011. № 1–2.
Кумбс Ф.Г. Кризис образования. Системный анализ. М., 1970.
Рюмина М.С. Экзистенциальный кризис образования в современном обществе и перспективы его преодоления. М. : РУСАЙНС, 2016.
Степин В.С. Проблема аксиологического базиса современного образования // Вопросы философии. 1999. № 3.
Dewey J. The Sources of a Science of Education. N.Y., 1929.
Паульсен Ф. Введение в философию. М., 1908.
Педагогика. М., 1913.
Краевский В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) // Вопросы философии. 2009. № 3.
Наша точка зрения по поводу взаимодействия наук об образовании излагалась в работах: Образование в фокусе социально-гуманитарного знания (к вопросу об оптимизации взаимодействия наук об образовании) // Гуманитарный ежегодник. 6. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2007; Науки об образовании в социально-гуманитарном знании: к проблеме преодоления предметной разобщенности // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 7, и ряде других работ.
Михайлов Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии. 1999. № 8.
Богданов В.В. Границы и возможности междисциплинарного подхода в социальной философии // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании : материалы Всерос. науч. конф. (Ростов-на-Дону, 22–23 июня 2016 г.) Ч. 2. Секционные доклады. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2016.
Швырев В.С. Философия и стратегия образования // Вопросы философии. 1995. № 11.
Краевский В.В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа // Гуманизация образования. 1994. № 1.
Социология молодежи : учебник / под ред. В.Т. Лисовского. СПб., 1996.
Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980.
Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социс. 1999. № 11. С. 84–90.
Колесникова И.А. Интегративные основы современной педагогики // Гуманитарий : ежегодник. СПб., 1995. № 1.
Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
Педагогика / под ред. Г. Нойнера, Ю.К. Бабанского. М., 1984.
Голованова Г.Ф. Общая педагогика. СПб., 2005.
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д : Учитель, 1999.
Вершинина Н.А. Педагогика как социогуманитарная научная дисциплина : науч.-метод. материалы. СПб. : Книжный дом, 2008.
Писарева С.А. Междисциплинарность в современном пространстве педагогических исследований [Электронный ресурс] // Педагогические исследования и современная культура : сб. науч. ст. Всерос. интернет-конф. с междунар. участием. СПб., 2014. URL: http://www.kpinfo.org/ activities/research/conferences/96-conference-internet-2014-april/part3/683 (дата обращения: 23.05.2014).
Смотри на сайте Междисциплинарных социально-гуманитарных исследований Южного федерального университета (МСГИ ЮФУ) в материалах постоянно действующего семинара и конференций [Электронный ресурс]. URL: http://msgi.sfedu.ru/ (дата обращения: 12.05.2017).
Василькова В.В. Междисциплинарность как когнитивная практика (на примере становления коммуникативной теории) // Коммуникация и образование : сб. ст. / под ред. С.И. Дудника. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2004. C. 69–88.
Санникова О.В. Междисциплинарность содержания социально-гуманитарного образования: социокультурные основания // Высшее образование в России. 2009. № 4.
Деметрадзе М.Р. Преимущества социокультурной основы междисциплинарности социально-гуманитарных наук. Способы соответствия научно-образовательной системы стандартам информационного общества [Электронный ресурс] // NB: Проблемы политики и общества. 2014. № 2. С. 22–40. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.2.10736. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_10736.html (дата обращения: 23.12.2014).
Киященко Л.П. Беспокойство становления целостностью. Вариации на тему трансдисциплинарности // Вопросы философии. 2015. № 11.
Поцелуев С.П. О двух смыслах междисциплинарности в политической науке // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании : материалы Всерос. науч. конф. (Ростов-на-Дону, 22–23 июня 2016 г.). Ч. 2. Секционные доклады. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2016.
Кумбс Ф.Г. Кризис образования. Системный анализ. М., 1970.
Рюмина М.С. Экзистенциальный кризис образования в современном обществе и перспективы его преодоления. М. : РУСАЙНС, 2016.
Степин В.С. Проблема аксиологического базиса современного образования // Вопросы философии. 1999. № 3.
Dewey J. The Sources of a Science of Education. N.Y., 1929.
Паульсен Ф. Введение в философию. М., 1908.
Педагогика. М., 1913.
Краевский В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) // Вопросы философии. 2009. № 3.
Наша точка зрения по поводу взаимодействия наук об образовании излагалась в работах: Образование в фокусе социально-гуманитарного знания (к вопросу об оптимизации взаимодействия наук об образовании) // Гуманитарный ежегодник. 6. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2007; Науки об образовании в социально-гуманитарном знании: к проблеме преодоления предметной разобщенности // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 7, и ряде других работ.
Михайлов Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии. 1999. № 8.
Богданов В.В. Границы и возможности междисциплинарного подхода в социальной философии // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании : материалы Всерос. науч. конф. (Ростов-на-Дону, 22–23 июня 2016 г.) Ч. 2. Секционные доклады. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2016.
Швырев В.С. Философия и стратегия образования // Вопросы философии. 1995. № 11.
Краевский В.В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа // Гуманизация образования. 1994. № 1.
Социология молодежи : учебник / под ред. В.Т. Лисовского. СПб., 1996.
Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980.
Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социс. 1999. № 11. С. 84–90.
Колесникова И.А. Интегративные основы современной педагогики // Гуманитарий : ежегодник. СПб., 1995. № 1.
Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
Педагогика / под ред. Г. Нойнера, Ю.К. Бабанского. М., 1984.
Голованова Г.Ф. Общая педагогика. СПб., 2005.
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д : Учитель, 1999.
Вершинина Н.А. Педагогика как социогуманитарная научная дисциплина : науч.-метод. материалы. СПб. : Книжный дом, 2008.
Писарева С.А. Междисциплинарность в современном пространстве педагогических исследований [Электронный ресурс] // Педагогические исследования и современная культура : сб. науч. ст. Всерос. интернет-конф. с междунар. участием. СПб., 2014. URL: http://www.kpinfo.org/ activities/research/conferences/96-conference-internet-2014-april/part3/683 (дата обращения: 23.05.2014).
Смотри на сайте Междисциплинарных социально-гуманитарных исследований Южного федерального университета (МСГИ ЮФУ) в материалах постоянно действующего семинара и конференций [Электронный ресурс]. URL: http://msgi.sfedu.ru/ (дата обращения: 12.05.2017).
Василькова В.В. Междисциплинарность как когнитивная практика (на примере становления коммуникативной теории) // Коммуникация и образование : сб. ст. / под ред. С.И. Дудника. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2004. C. 69–88.
Санникова О.В. Междисциплинарность содержания социально-гуманитарного образования: социокультурные основания // Высшее образование в России. 2009. № 4.
Деметрадзе М.Р. Преимущества социокультурной основы междисциплинарности социально-гуманитарных наук. Способы соответствия научно-образовательной системы стандартам информационного общества [Электронный ресурс] // NB: Проблемы политики и общества. 2014. № 2. С. 22–40. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.2.10736. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_10736.html (дата обращения: 23.12.2014).
Киященко Л.П. Беспокойство становления целостностью. Вариации на тему трансдисциплинарности // Вопросы философии. 2015. № 11.
Поцелуев С.П. О двух смыслах междисциплинарности в политической науке // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании : материалы Всерос. науч. конф. (Ростов-на-Дону, 22–23 июня 2016 г.). Ч. 2. Секционные доклады. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2016.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Герасимов, Г. И. (2017). От наук об образовании к науке образования. Гуманитарий Юга России, 6(4), 275-290. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.4.26
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ