Дизайн как искусство создания визуальной среды в экологии личности
Для цитирования
Горячева Е. А., Клименко И. А. Дизайн как искусство создания визуальной среды в экологии личности // Гуманитарий Юга России. 2017. Том 6. № 3. С. 129-144. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.3.11
Аннотация
Авторами рассматривается актуальная проблема формирования визуальной комфортной среды для гармоничного становления личности, ее экологии с помощью дизайна как искусства создания современной среды. Идея авторов в том, что среда обитания современного человека, образующаяся природой, искусством и видами дизайна, такими как архитектурный дизайн, ландшафтный дизайн, коммуникативный дизайн, дизайн интерьера, дизайн костюма и другие, организующими среду человека и даже его внешний вид таким образом, что влияют на личность и ее экологию. Современный дизайн вышел за пределы привычной визуальной среды и работает также в создании виртуальной среды в системе Интернет, в которой современный человек проводит достаточно времени, чтобы ее воспринимать и изучать специалистами как социальную и визуальную среду. Проблемой влияния визуальной среды на людей, особенно на молодежь, которая много времени проводит в Интернете, участвуя, например, в онлайн-играх и многом другом, занимаются ученые разных направлений. Проанализировав результаты их исследований и наших представлений по данной проблеме, можно сделать вывод, что визуальная среда, созданная дизайном и другими видами искусства, оказывает непосредственное влияние на экологию личности.
Ключевые слова:
дизайн, экодизайн, искусство, визуальная среда, экология личности
Литература
Селедец В.П., Коженкова С.И. Социальная экология : учеб. пособие. Ч. 2. Владивосток, 2006.
Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. с фр. С. Зенкина. М., 2001.
Клименко И.А. Истоки дизайна в культуре : дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2003.
Иванов В.А., Колчин Е.А., Конякин Г.Н. Обеспечение комфортной визуальной среды в городе // JSRP. 2015. № 2 (22).
Лихачев Г.Д. Диалектика взаимодействия художественного сознания и эстетической культуры. Новосибирск, 1995.
Куприянова Т.С. Теоретико-методическая база для формирования экологической культуры личности в процессе взаимодействия с природой и творческой созидательной [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. URL: http:// elibrary.ru/download/47404000.pdf (дата обращения: 02.11.2016).
Kramer J.B. Closer to the heart: An exploration of caring and creative visual arts classrooms [Электронный ресурс]. Ann Arbor, 2010. URL: http:// search. proquest.com/docview/610201436?accountid=141586 (дата обращения: 02.11.2016).
Горячева Е.А. Творческая личность студента в культурно-образовательном пространстве искусства // Гуманитарий Юга России. 2015. Т. 2, № 4.
Яровицкий В. 100 великих психологов. Александр Фёдорович Лазурский. М., 2004.
Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Л., 1924.
Brenner M. Arts-Based Learning and Leadership Development: A Case Study [Электронный ресурс]. Ann Arbor, 2010. URL: http:// search.proquest.com/docview/ 816838065?accountid=141586 (дата обращения: 02.11.2016).
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. M. : Академия, 2002.
Минакова С. Предотвращение экологической катастрофы (учебное пособие по экологии личности). Кировск; Апатиты, 2000.
Волков Ю.Г. Креативная личность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2011. № 2-4.
Волков Ю.Г. Креативное общество как цель российской модернизации // Социологические исследования. 2011. № 11.
Горячева Е.А. Визуальная среда в экологии личности // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 12.
Горячева Е.А. Личность, искусство и творчество в информационном обществе // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 11.
Kruse M. Museums, galleries, art sites, virtual curating and the World Wide Web [Электронный ресурс]. Ann Arbor, 1998. URL: http:// search.proquest.com/ docview/304452353?accountid=141586 (дата обращения: 02.11.2016).
Boj T. Transversalia.net: A virtual learning environment for the teaching of values through contemporary art. An interactive experience for the secondary school [Электронный ресурс]. Ann Arbor, 2004. URL: http:// search.proquest.com/ docview/305041467?accountid=141586 (дата обращения: 02.11.2016).
Heineman A.M. Nurturing neighborhoods: Buster Simpson's eco-art [Электронный ресурс]. Ann Arbor, 2010. URL: http://search.proquest.com/docview/ 733885619?accountid=141586 (дата обращения: 02.11.2016).
Kierulf A. Printmaking and place [Электронный ресурс] // Journal of Visual Art Practice. 2015. Vol. 14, No. 3. URL: http://dx.doi.org/10.1080/14702029.2015.1094230 (дата обращения: 02.11.2016).
Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. с фр. С. Зенкина. М., 2001.
Клименко И.А. Истоки дизайна в культуре : дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2003.
Иванов В.А., Колчин Е.А., Конякин Г.Н. Обеспечение комфортной визуальной среды в городе // JSRP. 2015. № 2 (22).
Лихачев Г.Д. Диалектика взаимодействия художественного сознания и эстетической культуры. Новосибирск, 1995.
Куприянова Т.С. Теоретико-методическая база для формирования экологической культуры личности в процессе взаимодействия с природой и творческой созидательной [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. URL: http:// elibrary.ru/download/47404000.pdf (дата обращения: 02.11.2016).
Kramer J.B. Closer to the heart: An exploration of caring and creative visual arts classrooms [Электронный ресурс]. Ann Arbor, 2010. URL: http:// search. proquest.com/docview/610201436?accountid=141586 (дата обращения: 02.11.2016).
Горячева Е.А. Творческая личность студента в культурно-образовательном пространстве искусства // Гуманитарий Юга России. 2015. Т. 2, № 4.
Яровицкий В. 100 великих психологов. Александр Фёдорович Лазурский. М., 2004.
Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Л., 1924.
Brenner M. Arts-Based Learning and Leadership Development: A Case Study [Электронный ресурс]. Ann Arbor, 2010. URL: http:// search.proquest.com/docview/ 816838065?accountid=141586 (дата обращения: 02.11.2016).
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. M. : Академия, 2002.
Минакова С. Предотвращение экологической катастрофы (учебное пособие по экологии личности). Кировск; Апатиты, 2000.
Волков Ю.Г. Креативная личность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2011. № 2-4.
Волков Ю.Г. Креативное общество как цель российской модернизации // Социологические исследования. 2011. № 11.
Горячева Е.А. Визуальная среда в экологии личности // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 12.
Горячева Е.А. Личность, искусство и творчество в информационном обществе // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 11.
Kruse M. Museums, galleries, art sites, virtual curating and the World Wide Web [Электронный ресурс]. Ann Arbor, 1998. URL: http:// search.proquest.com/ docview/304452353?accountid=141586 (дата обращения: 02.11.2016).
Boj T. Transversalia.net: A virtual learning environment for the teaching of values through contemporary art. An interactive experience for the secondary school [Электронный ресурс]. Ann Arbor, 2004. URL: http:// search.proquest.com/ docview/305041467?accountid=141586 (дата обращения: 02.11.2016).
Heineman A.M. Nurturing neighborhoods: Buster Simpson's eco-art [Электронный ресурс]. Ann Arbor, 2010. URL: http://search.proquest.com/docview/ 733885619?accountid=141586 (дата обращения: 02.11.2016).
Kierulf A. Printmaking and place [Электронный ресурс] // Journal of Visual Art Practice. 2015. Vol. 14, No. 3. URL: http://dx.doi.org/10.1080/14702029.2015.1094230 (дата обращения: 02.11.2016).
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Горячева, Е. А., & Клименко, И. А. (2017). Дизайн как искусство создания визуальной среды в экологии личности. Гуманитарий Юга России, 6(3), 129-144. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.3.11
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ