Экзистенциальный кризис образования: проблема утраты смысловых оснований
Для цитирования
Рюмина М. С. Экзистенциальный кризис образования: проблема утраты смысловых оснований // Гуманитарий Юга России. 2017. Том 6. № 2. С. 303-313.
Аннотация
Статья посвящена проблеме кризиса образования, поставленной и осознанной еще в середине ХХ в. и сохраняющей свою актуальность до сегодняшнего дня. Учитывая многоаспектный характер кризиса образования, автор выделяет три его взаимосвязанные составляющие: культурную, социальную и экзистенциальную. Поскольку получение образования подразумевает ответы на вопросы о личностном смысле обучения, экзистенциальная составляющая кризиса образования, по мнению автора, является основной, так как отражает проблему обессмысливания образования с точки зрения личности как основного субъекта образования.
Ключевые слова:
образование, кризис образования, общество, мировоззренческий кризис, кризис идентичности, социальные дисфункции образования, ценность образования.
Литература
Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. М. : Прогресс, 1970.
Косенко Т.С., Наливайко Н.В. Философия воспитания: социально-философское введение в проблему. Новосибирск, 2012.
Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. М. : Совершенство, 1998.
Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб. : РХГИ, 2004.
Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул : Изд-во Барнаул. гос. пед. ун-та, 1994.
Андреева О.Ю., Кабацков А.Н. Институциональный кризис образования через призму профессиональной культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7, № 1. С. 126–138.
Жданова М.В., Зоткин А.О., Кабанов П.Г., Люрья Н.А. Актуальные проблемы философии и социологии образования. Томск, 1998.
Ридингс Б. Университет в руинах // Отечественные записки. 2003. № 6.
Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. М. : Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010.
Фромм Э. Иметь или быть. М. : АСТ, 2000.
Филиппов Ф.Ф. Социологический анализ проблем образования // Франция глазами французских социологов. М. : Наука, 1990.
Бауман З. Законодатели и толкователи: культура как идеология интеллектуалов // Новое литературное обозрение. 2003. № 5.
Бурдьё П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos’96 : альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской академии наук. М. : Socio-Logos, 1996.
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.
Парсонс Т. Система современных обществ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Parsons/05.php (дата обращения: 30.09.2014).
Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М. : Политиздат, 1992.
Проховник О.А. Культурно-антропологический кризис и новые задачи образования в эпоху постсовременности : дис. … канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2006.
Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. М. : Экономика, 2004.
Рюмина М.С. Кризис образования и проблема определения идентичности в обществе позднего модерна // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 8–9. С. 127–130.
Андреева О.Ю., Кабацков А.Н. Институциональный кризис образования через призму профессиональной культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7, № 1. С. 136–137.
Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. Основы теории символического насилия / пер. Н. Шматко // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 39–60.
Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о парадигмальном подходе в образовании // Гуманитарий Юга России. 2014. № 1. С. 119–137.
Косенко Т.С., Наливайко Н.В. Философия воспитания: социально-философское введение в проблему. Новосибирск, 2012.
Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. М. : Совершенство, 1998.
Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб. : РХГИ, 2004.
Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул : Изд-во Барнаул. гос. пед. ун-та, 1994.
Андреева О.Ю., Кабацков А.Н. Институциональный кризис образования через призму профессиональной культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7, № 1. С. 126–138.
Жданова М.В., Зоткин А.О., Кабанов П.Г., Люрья Н.А. Актуальные проблемы философии и социологии образования. Томск, 1998.
Ридингс Б. Университет в руинах // Отечественные записки. 2003. № 6.
Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. М. : Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010.
Фромм Э. Иметь или быть. М. : АСТ, 2000.
Филиппов Ф.Ф. Социологический анализ проблем образования // Франция глазами французских социологов. М. : Наука, 1990.
Бауман З. Законодатели и толкователи: культура как идеология интеллектуалов // Новое литературное обозрение. 2003. № 5.
Бурдьё П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos’96 : альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской академии наук. М. : Socio-Logos, 1996.
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.
Парсонс Т. Система современных обществ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Parsons/05.php (дата обращения: 30.09.2014).
Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М. : Политиздат, 1992.
Проховник О.А. Культурно-антропологический кризис и новые задачи образования в эпоху постсовременности : дис. … канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2006.
Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. М. : Экономика, 2004.
Рюмина М.С. Кризис образования и проблема определения идентичности в обществе позднего модерна // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 8–9. С. 127–130.
Андреева О.Ю., Кабацков А.Н. Институциональный кризис образования через призму профессиональной культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7, № 1. С. 136–137.
Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. Основы теории символического насилия / пер. Н. Шматко // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 39–60.
Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о парадигмальном подходе в образовании // Гуманитарий Юга России. 2014. № 1. С. 119–137.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Рюмина, М. С. (2017). Экзистенциальный кризис образования: проблема утраты смысловых оснований. Гуманитарий Юга России, 6(2), 303-313. извлечено от https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/5108
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ