К проблеме идентификации личности в культуре
Для цитирования
Бабошина Е. Б. К проблеме идентификации личности в культуре // Гуманитарий Юга России. 2017. Том 23. № 1. С. 140-149.
Аннотация
Цель статьи определяется актуальностью вопроса идентификации личности в современном обществе. Идентификация личности анализируется в связи с современными социальными особенностями адаптации человека. Автор видит ее не только как проблему физической и психической адаптации, но и как идею социально-культурного становления. Исследователь разграничивает процессы социальной адаптации и культурации личности, уделяя внимание философии культуросообразного вхождения человека в общество. Авторская позиция заключена в понимании культуры как идеалообразующей сферы жизни человека (понимание Д.В. Пивоварова). Содержание культурного становления личности определяется через позицию я-знака, я-символа. Автор показывает необходимость культурного самоопределения личности как развития возможности разворачивания собственной сущности. Ведущим явился анализ философских, культурологических, социально-психологических, педагогических позиций по проблеме. Другие методы: анализ, обобщение, абстрагирование, логическое умозаключение. Значимость материала – в обосновании необходимости ценностного становления личности в современной культуре, чему, по мнению автора, служит настрой ведущих социальных институтов общества на историко-культурную преемственность общечеловеческих ценностей. Общая позиция статьи служит усилению аксиологии в философии культуры как развитию человекотворческой миссии в культуре. В статье приводятся позиции зарубежных и отечественных философов, культурологов – классиков и современников (М. Бубер, Ю.И. Дерябин, В.А. Дерябина, Л.Н. Коган, Н.Н. Моисеев, А.Б. Невелев, Д.В. Пивоваров, Э. Фромм, Ф. Шлейхермахер, М.Н. Щербинин, др.).
Ключевые слова:
идентификация личности, социализация, культурация, человек культуры, антропологический подход, социально-культурный подход, философия становления и идентификации современной личности
Литература
Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. М., 1990. 413 c.
Бубер М. Два образа веры / пер с нем.; под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лезова. М., 1995. 464 с.
Гелен А. Образ человека в свете современной антропологии (перевод А.Н. Портнова) // Личность. Культура. Общество. 2007. Вып. 3 (37). С. 37–51.
Дерябин Ю.И., Дерябина В.А. Символ индивидуальности как форма социального познания // Фундаментальные исследования. 2013. № 11. С. 1973–1977.
Дильтей В. Описательная психология. М.; СПб., 1996. 154 с.
Закирова А.Ф. Входя в герменевтический круг… Концепция педагогической герменевтики. М., 2011. 272 с.
Коган Л.Н. Теория культуры : учеб. пособие. Екатеринбург, 1993. 160 c.
Козловский В.П. Культурный смысл: генезис и функции. Киев, 1989. 128 с.
Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М., 1998. 480 c.
Невелев А.Б. Бытие человека: диалектика предметности и энергийности // Вестник Челябинского государственного ун-та. 2012. № 15 (Вып. 24). С. 30–34.
Павлов И.П. Об уме вообще, о русском уме в частности [Электронный ресурс]. URL: biophys.ru/archive/ books/pavlov.pdf (дата обращения: 23.05.2016).
Павловская О.В. Классическое и современное понимание термина «идеал» // Вестник Тюменского государственного ун-та. 2013. № 10. С. 139–145.
Пивоваров Д.В. Идеал в основании культуры: стратегия общего образования [Электронный ресурс]. URL: elar.urfu.ru/ bitstream/10995…2/prof…pivovarov.pdf (дата обращения: 15.09.2016).
Фролов И.T. Наука и философия о человеке // Высшее образование в России. 2000. № 2. С. 99–103.
Фромм Э. Иметь или быть(?). М., 1990. 336 с.
Хайдеггер М. Что это такое – философия? // Вопросы философии. 1993. № 8. С. 113–123.
Шлейхермахер Ф. Герменевтика / пер. с нем. А.Л. Вольского. СПб., 2004. 242 с.
Щербинин М.Н. Свобода и необходимость в рациональности гуманитарного познания как выражение ее возможностей и пределов // Вестник Тюменского государственного ун-та. 2013. № 10. С. 37–46.
Бубер М. Два образа веры / пер с нем.; под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лезова. М., 1995. 464 с.
Гелен А. Образ человека в свете современной антропологии (перевод А.Н. Портнова) // Личность. Культура. Общество. 2007. Вып. 3 (37). С. 37–51.
Дерябин Ю.И., Дерябина В.А. Символ индивидуальности как форма социального познания // Фундаментальные исследования. 2013. № 11. С. 1973–1977.
Дильтей В. Описательная психология. М.; СПб., 1996. 154 с.
Закирова А.Ф. Входя в герменевтический круг… Концепция педагогической герменевтики. М., 2011. 272 с.
Коган Л.Н. Теория культуры : учеб. пособие. Екатеринбург, 1993. 160 c.
Козловский В.П. Культурный смысл: генезис и функции. Киев, 1989. 128 с.
Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М., 1998. 480 c.
Невелев А.Б. Бытие человека: диалектика предметности и энергийности // Вестник Челябинского государственного ун-та. 2012. № 15 (Вып. 24). С. 30–34.
Павлов И.П. Об уме вообще, о русском уме в частности [Электронный ресурс]. URL: biophys.ru/archive/ books/pavlov.pdf (дата обращения: 23.05.2016).
Павловская О.В. Классическое и современное понимание термина «идеал» // Вестник Тюменского государственного ун-та. 2013. № 10. С. 139–145.
Пивоваров Д.В. Идеал в основании культуры: стратегия общего образования [Электронный ресурс]. URL: elar.urfu.ru/ bitstream/10995…2/prof…pivovarov.pdf (дата обращения: 15.09.2016).
Фролов И.T. Наука и философия о человеке // Высшее образование в России. 2000. № 2. С. 99–103.
Фромм Э. Иметь или быть(?). М., 1990. 336 с.
Хайдеггер М. Что это такое – философия? // Вопросы философии. 1993. № 8. С. 113–123.
Шлейхермахер Ф. Герменевтика / пер. с нем. А.Л. Вольского. СПб., 2004. 242 с.
Щербинин М.Н. Свобода и необходимость в рациональности гуманитарного познания как выражение ее возможностей и пределов // Вестник Тюменского государственного ун-та. 2013. № 10. С. 37–46.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Бабошина, Е. Б. (2017). К проблеме идентификации личности в культуре. Гуманитарий Юга России, 23(1), 140-149. извлечено от https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/4973
Раздел
ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО