Культурное и образовательное неравенство в России: угрозы национальной безопасности
Для цитирования
Борцов Ю. С., Верещагина А. В., Самыгин С. И. Культурное и образовательное неравенство в России: угрозы национальной безопасности // Гуманитарий Юга России. 2016. Том 21. № 5. С. 123-133.
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы культурного и образовательного неравенства, в свете угроз национальной безопасности России значительно актуализировавшиеся в социологической науке. При этом значимое внимание уделяется неравенству образовательному, поскольку именно образование является важнейшим механизмом формирования культурного капитала. Культурное неравенство проявляется не только на микроуровне, но и на макроуровне. Государства в современном мире значительно различаются по уровню образованности населения, степени развития науки, которая является основным двигателем технологического и экономического роста. Культурное отставание создает предпосылки социальной напряженности внутри государства, интеллектуальной и технологической зависимости от других стран и делает государство уязвимым к внутренним и внешним рискам, что создает угрозы национальной безопасности государства.
Ключевые слова:
социальное неравенство, культурное неравенство, культурный капитал, образовательная революция, образование, образовательное неравенство, социальная мобильность, национальная безопасность
Литература
Волков Ю.Г., Лубский А.В. Парадигмы междисциплинарного научного исследования национальной безопасности // Черноморско-Каспийский регион: вызовы и угрозы национальной безопасности России в условиях геополитической, георелигиозной и геоэкономической конкуренции / отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д., 2015. С. 24–40.
Голобородько А.Ю., Лубский А.В., Сериков А.В. Культура, идентичность и национальная безопасность России / отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д., 2015. 306 с.
Верещагина А.В., Самыгин С.И., Шевченко О.М. Система комплексной безопасности современного общества в контексте национальной безопасности России в условиях новых вызовов и угроз. М., 2016. 152 с.
Самыгин С.И., Верещагина А.В. Глобальные вызовы современности и безопасность цивилизации третьего тысячелетия [Электронный ресурс] // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 6–2 (45). URL: http://mii-info.ru/data/documents/EZhSN-2014-6-2.pdf (дата обращения: 20.09.2015).
Горшков М.К. Российское общество и вызовы времени. Книга первая / под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. М., 2015. 336 с.
Буравой М. Социология и неравенство // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 5–14.
Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева; под ред. М.С. Ковалевой. М., 1998. 270 с.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 2004. 788 с.
Герасимов Г.И., Волков Ю.Г., Павленко Л.Н. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления (социально-философский анализ). Ростов н/Д., 2003. 112 с.
Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 295–405.
Бурдье П. Структура, габитус, практика [Электронный ресурс]. URL: http:// www.old.jourssa.ru/1998/2/4bourd.html (дата обращения: 11.07.2014).
Филиппов Ф.Ф. Социологический анализ проблем образования // Франция глазами французских социологов. М., 1990. С. 238–264.
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000. 384 с.
Осипов А.М., Матвеева Н.А. Институциональные барьеры и механизмы образования: концепция и региональная динамика // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 37–48.
Константиновский Д.Л. Неравенство в сфере образования: российская ситуация // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 5 (99). С. 40–65.
Скворцов Н.Г. Роль современного университета в развитии региона: социально-гуманитарные аспекты // Гуманитарий Юга России. 2015. № 3. С. 28–35.
Самыгин С.И., Волочай Н.В., Кудрявцев Д.И. Защита интересов преподавателей вузов в процессе реформы образования и проблема социальной безопасности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 5. С. 41–45.
Косарецкий С., Пинская М., Груничева И. Проблемы бедности и доступа к образованию. Оценка ситуации в России и между-народный опыт // Мир России. 2014. № 2. С. 133–149.
Борцов Ю.С. Информатизация образования: парадигмальный переход или технологическое приспособление // Гуманитарий Юга России. 2016. № 3. С. 147–154.
Волков Ю.Г. Креативность в контексте формирования российской идентичности // Гуманитарий Юга России. 2014. № 1. С. 25–40.
Голобородько А.Ю., Лубский А.В., Сериков А.В. Культура, идентичность и национальная безопасность России / отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д., 2015. 306 с.
Верещагина А.В., Самыгин С.И., Шевченко О.М. Система комплексной безопасности современного общества в контексте национальной безопасности России в условиях новых вызовов и угроз. М., 2016. 152 с.
Самыгин С.И., Верещагина А.В. Глобальные вызовы современности и безопасность цивилизации третьего тысячелетия [Электронный ресурс] // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 6–2 (45). URL: http://mii-info.ru/data/documents/EZhSN-2014-6-2.pdf (дата обращения: 20.09.2015).
Горшков М.К. Российское общество и вызовы времени. Книга первая / под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. М., 2015. 336 с.
Буравой М. Социология и неравенство // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 5–14.
Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева; под ред. М.С. Ковалевой. М., 1998. 270 с.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 2004. 788 с.
Герасимов Г.И., Волков Ю.Г., Павленко Л.Н. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления (социально-философский анализ). Ростов н/Д., 2003. 112 с.
Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 295–405.
Бурдье П. Структура, габитус, практика [Электронный ресурс]. URL: http:// www.old.jourssa.ru/1998/2/4bourd.html (дата обращения: 11.07.2014).
Филиппов Ф.Ф. Социологический анализ проблем образования // Франция глазами французских социологов. М., 1990. С. 238–264.
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000. 384 с.
Осипов А.М., Матвеева Н.А. Институциональные барьеры и механизмы образования: концепция и региональная динамика // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 37–48.
Константиновский Д.Л. Неравенство в сфере образования: российская ситуация // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 5 (99). С. 40–65.
Скворцов Н.Г. Роль современного университета в развитии региона: социально-гуманитарные аспекты // Гуманитарий Юга России. 2015. № 3. С. 28–35.
Самыгин С.И., Волочай Н.В., Кудрявцев Д.И. Защита интересов преподавателей вузов в процессе реформы образования и проблема социальной безопасности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 5. С. 41–45.
Косарецкий С., Пинская М., Груничева И. Проблемы бедности и доступа к образованию. Оценка ситуации в России и между-народный опыт // Мир России. 2014. № 2. С. 133–149.
Борцов Ю.С. Информатизация образования: парадигмальный переход или технологическое приспособление // Гуманитарий Юга России. 2016. № 3. С. 147–154.
Волков Ю.Г. Креативность в контексте формирования российской идентичности // Гуманитарий Юга России. 2014. № 1. С. 25–40.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Борцов, Ю. С., Верещагина, А. В., & Самыгин, С. И. (2016). Культурное и образовательное неравенство в России: угрозы национальной безопасности. Гуманитарий Юга России, 21(5), 123-133. извлечено от https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/4655
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ