Интеллектуальная безопасность России в условиях кризиса научно-образовательной сферы и роста социального неравенства
Для цитирования
Верещагина А. В., Самыгин С. И., Имгрунт С. И. Интеллектуальная безопасность России в условиях кризиса научно-образовательной сферы и роста социального неравенства // Гуманитарий Юга России. 2016. Том 18. № 2. С. 52-65.
Аннотация
Статья посвящена проблеме рисков и угроз интеллектуальной безопасности России, которые связаны с рядом негативных факторов, прежде всего в сфере науки и образования. Кризисный характер функционирования российской науки, снижение уровня и качества высшего образования в результате непродуманной политики реформирования системы образования, высокие темпы интеллектуальной миграции в сочетании с ростом социального неравенства в стране становятся важнейшими факторами, способствующими снижению и деградации российского интеллектуального потенциала. В данной ситуации концептуальные проекты и программы, принятые российским правительством за последние годы и направленные на инновационное развитие российского общества и рост социально-экономического благополучия, выглядят не более чем декларативные заявления, а сама ситуация в сфере интеллектуального развития российского общества может быть оценена с позиций культурной, научной и образовательной деволюции.
Ключевые слова:
интеллектуальная безопасность, социальное неравенство, наука, образование, национальная безопасность, социальная безопасность, интеллектуальный потенциал, интеллектуальная миграция
Литература
Дубровин И.Р., Дубровин Е.Р. Интеллектуальная безопасность. URL: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=220 (дата обращения: 10.03.2016).
Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Эмиграция ученых из России: «циркуля-ция» или «утечка» умов // Социологические исследования. 2013. № 4. С. 24–35.
Луценко Н.О. «Утечка мозгов»: тенденции и меры по преодолению // Власть. 2013. № 8. С. 58–60.
Уколов Р.А. Трудовая социализация молодежи в условиях трансформации трудовых ценностей в российском обществе. Ростов н/Д., 2014. 118 с.
Дергунова Н.В., Лукичева Л.Ю. Образовательный капитал как фактор эмиграции выпускников российских провин-циальных вузов (на примере Ульяновско-го государственного университета) // Власть. 2014. № 12. С. 35–39.
Волков Ю.Г. Российское образование: креативный потенциал. Ростов н/Д., 2011. 28 с.
Герасимов Г.И. Познавательно-развивающая парадигма: инновационное измерение трансформации образования // Гуманитарий Юга России. 2013. № 4. С. 117–134.
Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о парадигмальном подходе в образовании // Гуманитарий Юга России. 2014. № 1. С. 119–137.
Самыгин С.И., Степанов О.В. Социальная безопасность в системе социально-гуманитарного знания о безопасности // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 11. С. 54–59.
Беляева Л.А. Образование в Рос-сии и модернизация экономики (по результатам европейского социального исследования) // Новое в социологии / отв. ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2013. С. 377–396.
Вахитов Р. Болонский процесс в России. URL: http://www.strana-oz.ru/2013/4/bolonskiy-process-v-rossii (дата обращения: 10.03.2016).
Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М., 2011. 672 с.
Горшков М.К. Российское общество и вызовы времени. Книга первая / под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. М., 2015. 336 с.
Российскую науку признали недоразвитой // Коммерсант. 2014. 12 апр. URL: http://kommersant.ru/doc/ 2451540 (дата обращения: 09.03.2016).
Захаров В. Наука в России и со-временном мире // Континент. 2010. № 143. URL: http://magazines.russ.ru/ continent/2010/143/za12.html (дата обращения: 09.03.2016).
Орлова О. Праздник усекновения головы. Реформа РАН // В защиту науки. Бюллетень № 16. М., 2015. С. 43–49.
Уайт Г.Л. У изобретателя Петрика есть друзья в Кремле, но за пределами Кремля – в основном скептики // The Wall Street Journal. URL: http:// www.inopressa.ru/article/05Mar2010/wsj/petrik.html (дата обращения: 09.03.2016).
Воденко К.В. Наука в современном обществе: социальные и экзистенциальные причины кризиса рационализма и пути его преодоления // Альманах современной науки и образования. 2010. № 9. С. 10–15.
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Эмиграция ученых из России: «циркуля-ция» или «утечка» умов // Социологические исследования. 2013. № 4. С. 24–35.
Луценко Н.О. «Утечка мозгов»: тенденции и меры по преодолению // Власть. 2013. № 8. С. 58–60.
Уколов Р.А. Трудовая социализация молодежи в условиях трансформации трудовых ценностей в российском обществе. Ростов н/Д., 2014. 118 с.
Дергунова Н.В., Лукичева Л.Ю. Образовательный капитал как фактор эмиграции выпускников российских провин-циальных вузов (на примере Ульяновско-го государственного университета) // Власть. 2014. № 12. С. 35–39.
Волков Ю.Г. Российское образование: креативный потенциал. Ростов н/Д., 2011. 28 с.
Герасимов Г.И. Познавательно-развивающая парадигма: инновационное измерение трансформации образования // Гуманитарий Юга России. 2013. № 4. С. 117–134.
Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о парадигмальном подходе в образовании // Гуманитарий Юга России. 2014. № 1. С. 119–137.
Самыгин С.И., Степанов О.В. Социальная безопасность в системе социально-гуманитарного знания о безопасности // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 11. С. 54–59.
Беляева Л.А. Образование в Рос-сии и модернизация экономики (по результатам европейского социального исследования) // Новое в социологии / отв. ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2013. С. 377–396.
Вахитов Р. Болонский процесс в России. URL: http://www.strana-oz.ru/2013/4/bolonskiy-process-v-rossii (дата обращения: 10.03.2016).
Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М., 2011. 672 с.
Горшков М.К. Российское общество и вызовы времени. Книга первая / под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. М., 2015. 336 с.
Российскую науку признали недоразвитой // Коммерсант. 2014. 12 апр. URL: http://kommersant.ru/doc/ 2451540 (дата обращения: 09.03.2016).
Захаров В. Наука в России и со-временном мире // Континент. 2010. № 143. URL: http://magazines.russ.ru/ continent/2010/143/za12.html (дата обращения: 09.03.2016).
Орлова О. Праздник усекновения головы. Реформа РАН // В защиту науки. Бюллетень № 16. М., 2015. С. 43–49.
Уайт Г.Л. У изобретателя Петрика есть друзья в Кремле, но за пределами Кремля – в основном скептики // The Wall Street Journal. URL: http:// www.inopressa.ru/article/05Mar2010/wsj/petrik.html (дата обращения: 09.03.2016).
Воденко К.В. Наука в современном обществе: социальные и экзистенциальные причины кризиса рационализма и пути его преодоления // Альманах современной науки и образования. 2010. № 9. С. 10–15.
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Верещагина, А. В., Самыгин, С. И., & Имгрунт, С. И. (2016). Интеллектуальная безопасность России в условиях кризиса научно-образовательной сферы и роста социального неравенства. Гуманитарий Юга России, 18(2), 52-65. извлечено от https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/4155
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ