Интеллектуальная безопасность России в условиях кризиса научно-образовательной сферы и роста социального неравенства

  • Анна Владимировна Верещагина Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону anrietta25@mail.ru
  • Сергей Иванович Самыгин Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) serq1952@mail.ru
  • Светлана Ивановна Имгрунт Адыгейский государственный университет, г. Майкоп sveddy@mail.ru
Для цитирования
Верещагина А. В., Самыгин С. И., Имгрунт С. И. Интеллектуальная безопасность России в условиях кризиса научно-образовательной сферы и роста социального неравенства // Гуманитарий Юга России. 2016. Том 18. № 2. С. 52-65.

Аннотация

Статья посвящена проблеме рисков и угроз интеллектуальной безопасности России, которые связаны с рядом негативных факторов, прежде всего в сфере науки и образования. Кризисный характер функционирования российской науки, снижение уровня и качества высшего образования в результате непродуманной политики реформирования системы образования, высокие темпы интеллектуальной миграции в сочетании с ростом социального неравенства в стране становятся важнейшими факторами, способствующими снижению и деградации российского интеллектуального потенциала. В данной ситуации концептуальные проекты и программы, принятые российским правительством за последние годы и направленные на инновационное развитие российского общества и рост социально-экономического благополучия, выглядят не более чем декларативные заявления, а сама ситуация в сфере интеллектуального развития российского общества может быть оценена с позиций культурной, научной и образовательной деволюции.
Ключевые слова:
интеллектуальная безопасность, социальное неравенство, наука, образование, национальная безопасность, социальная безопасность, интеллектуальный потенциал, интеллектуальная миграция

Биографии авторов

Анна Владимировна Верещагина, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Доктор социологических наук, профессор
Сергей Иванович Самыгин, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Доктор социологических наук, профессор
Светлана Ивановна Имгрунт, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп
Кандидат социологических наук, доцент

Литература

Дубровин И.Р., Дубровин Е.Р. Интеллектуальная безопасность. URL: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=220 (дата обращения: 10.03.2016).



Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Эмиграция ученых из России: «циркуля-ция» или «утечка» умов // Социологические исследования. 2013. № 4. С. 24–35.



Луценко Н.О. «Утечка мозгов»: тенденции и меры по преодолению // Власть. 2013. № 8. С. 58–60.



Уколов Р.А. Трудовая социализация молодежи в условиях трансформации трудовых ценностей в российском обществе. Ростов н/Д., 2014. 118 с.



Дергунова Н.В., Лукичева Л.Ю. Образовательный капитал как фактор эмиграции выпускников российских провин-циальных вузов (на примере Ульяновско-го государственного университета) // Власть. 2014. № 12. С. 35–39.



Волков Ю.Г. Российское образование: креативный потенциал. Ростов н/Д., 2011. 28 с.



Герасимов Г.И. Познавательно-развивающая парадигма: инновационное измерение трансформации образования // Гуманитарий Юга России. 2013. № 4. С. 117–134.



Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о парадигмальном подходе в образовании // Гуманитарий Юга России. 2014. № 1. С. 119–137.



Самыгин С.И., Степанов О.В. Социальная безопасность в системе социально-гуманитарного знания о безопасности // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 11. С. 54–59.



Беляева Л.А. Образование в Рос-сии и модернизация экономики (по результатам европейского социального исследования) // Новое в социологии / отв. ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2013. С. 377–396.



Вахитов Р. Болонский процесс в России. URL: http://www.strana-oz.ru/2013/4/bolonskiy-process-v-rossii (дата обращения: 10.03.2016).



Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М., 2011. 672 с.



Горшков М.К. Российское общество и вызовы времени. Книга первая / под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. М., 2015. 336 с.



Российскую науку признали недоразвитой // Коммерсант. 2014. 12 апр. URL: http://kommersant.ru/doc/ 2451540 (дата обращения: 09.03.2016).



Захаров В. Наука в России и со-временном мире // Континент. 2010. № 143. URL: http://magazines.russ.ru/ continent/2010/143/za12.html (дата обращения: 09.03.2016).



Орлова О. Праздник усекновения головы. Реформа РАН // В защиту науки. Бюллетень № 16. М., 2015. С. 43–49.



Уайт Г.Л. У изобретателя Петрика есть друзья в Кремле, но за пределами Кремля – в основном скептики // The Wall Street Journal. URL: http:// www.inopressa.ru/article/05Mar2010/wsj/petrik.html (дата обращения: 09.03.2016).



Воденко К.В. Наука в современном обществе: социальные и экзистенциальные причины кризиса рационализма и пути его преодоления // Альманах современной науки и образования. 2010. № 9. С. 10–15.



Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Верещагина, А. В., Самыгин, С. И., & Имгрунт, С. И. (2016). Интеллектуальная безопасность России в условиях кризиса научно-образовательной сферы и роста социального неравенства. Гуманитарий Юга России, 18(2), 52-65. извлечено от https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/4155
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ