Этатизм и патернализм как культурные маркеры цивилизационной идентичности в России

  • Анатолий Владимирович Лубский Институт по переподготовке и повышению квалификации Южного федерального университета n_lav@mail.ru
  • Роман Анатольевич Лубский Краснодарский университет МВД России roma-thebest@mail.ru
Для цитирования
Лубский А. В., Лубский Р. А. Этатизм и патернализм как культурные маркеры цивилизационной идентичности в России // Гуманитарий Юга России. 2016. № 3. С. 90-103.

Аннотация

В статье рассматриваются методоло­гические проблемы изучения циви­лизационной идентичности в России и такие ее культурные маркеры, как этатизм и патернализм.
Ключевые слова:
цивилизационная идентичность, коллективная иден¬тичность, государственность, этатизм, патернализм

Биографии авторов

Анатолий Владимирович Лубский, Институт по переподготовке и повышению квалификации Южного федерального университета
Доктор философских наук, профессор кафедры социологии, политологии и пра­ва
Роман Анатольевич Лубский, Краснодарский университет МВД России
Кандидат философских наук, доцент, док­торант кафедры философии и социологии

Литература

Малинова О.Ю. Российская идентичность между идеями нации и цивилизации // Вестн. Ин-та Кеннана в России. Вып. 22. М., 2012. С. 4856; Ее же. Россия и «Запад» в XX веке: Трансформация дискурса о коллективной идентичности. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. С. 141-183; Ефременко Д.В. Драма европейской идентичности // Политическая наука: Идентичность как фактор политики и предмет политической науки. М., 2005. № 3. С. 157-169.



Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. М.: Прогресс-Традиция, 2011. С. 105-115.



Пантин В.И. Политическая и цивилизационная самоидентификация современного российского общества в условиях глобализации // Полит. исследования. 2008. № 3. С. 29; Его же. Национально-цивилизационная идентичность и политические трансформации в современном мире // Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. Т. 2: Идентичность и социально-политические изменения в ХХ1 веке. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. С. 114-131.



Федотова Н.Н. Жизненные стили и плюрализация идентичности как проблема политической социологии // Идентичность как предмет политического анализа: сб. ст. по итогам Всерос. науч.-теорет. конф. (ИМЭМО РАН, 21-22 октября 2010 г.). М.: ИМЭМО РАН, 2011. С. 60-61.



Малахов В.Г. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. № 2. С. 49-51.



Малинова О.Ю. Исследование политики и дискурс об идентичности // Политическая наука: Идентичность как фактор политики и предмет политической науки. М., 2005. № 3. С. 12.



Лубский А.В. Неоклассическая модель социологического исследования // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7. С. 112-120.



Лубский А.В. Цивилизационная идентичность: методологический конструкт интердисциплинарных научных исследований // Вестн. Рос. Академии естественных наук. 2013. № 3. С. 49-53.



Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1998. С. 71-72.



Микешина Л.А. Эпистемологическое оправдание гипостазирования и реификации // Вопросы философии. 2010. № 12. С. 44.



Бурдье П. Начала. Choses dites. М.: Socio-Logos, 1994. С. 206.



Лубский А.В. Социальные науки и социальная реальность: к вопросу о погружении в виртуальность // Научная мысль Кавказа. 2011. № 4.



С. 19-29.



Артамонов В. Катастрофы в истории российской государственности // Общественные науки и современность. 1994. № 3. С. 61-68; Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М.: Новое изд-во, 2005.



Щербинин А.И. Через полицеизм к тоталитаризму // Полит. исследования. 1994. № 1. С. 186-190. Об «интервенционистском государстве» см.: Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России. Истоки и современная проблематика // Полит. исследования. 2000. № 3. С. 113.



Лубский Р.А. Традиции полицейского государства в России как воплощение идеи общей пользы во имя общего блага // Философия права.



№ 2 (51). С. 89-91; Его же. Этатистско-патерналистские образы государства и права как утилитарная форма нигилистического сознания // Правовой порядок: межвуз. науч. сб. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009.



С. 218-221.



Лубский Р.А. Этатизм как принцип взаимодействия человека и государства в России // Историческая и социально-образовательная мысль. Науч журн. 2012. № 6 (16). С. 156-157; Его же. Патернализм как предмет научного дискурса // Философия права. 2012. № 5 (54). С. 79-81.



Ситнова И.В. Ментальные ограничения институциональных изменений в современной России // Мониторинг общественного мнения. 2011. № 3. С. 19; Щекотихин В.Н. Этатизм и его роль в укреплении современной государственности: зарубежный опыт и российские тенденции // Вестн. ВолГУ. Серия 4. 2008. № 1 (13). С. 116.



Лаппо-Данилевский А.С. Идея государства и главнейшие моменты ее развития в России со времен смуты и до эпохи преобразований // Полит. исследования. 1994. № 1. С. 178.



Пивоваров Ю. Тенденции русской государственности и современность: 1-я лекция. URL: http://tvkultura.ru/anons/show/video_id/156639/ brand_id/20898/ (дата обращения: 26.04.2013).



Пивоваров Ю., Фурсов А. Русская власть, русская система, русская история // Красные холмы: альманах. М., 1999. С. 86.



Яковенко И.Г. Власть в русской традиционной культуре: опыт культурологического анализа // Социокультурная методология анализа российского общества. Независимый теоретический семинар. Семинар № 3. Москва. 26 июня 1996 г. URL: http://mdocs.exdat.com/docs/index- 51573.html?page=2 (дата обращения: 20.11.2012).



Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М.: Институт философии РАН., 1997. С. 120.



Ильин В.В., Панарин А.С., Бадовский Д.В. Политическая антропология. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 108-109.



Шушкова Н.В. Этот ускользающий патернализм: попытка построения концепции // Социол. журн. 2007. № 1. С. 40.



Темницкий А.Л. Социальные и культурные «скрепы» патерналистской цивилизации в России // Российское общество в современных цивилизационных процессах. СПб.: Интерсоцис, 2010. С. 461.



Ермоленко Т.Ф. Патернализм в России: опыт культурноисторического анализа. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1999.



Шушкова Н.В. Этот ускользающий патернализм: попытка построения концепции // Социол. журн. 2007. № 1.



Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность: исследование клиентарных отношений, их роли в эволюции и упадке прошлых форм российской государственности, их влияния на политические институты и деятельность властвующих групп в современной России. М.: МОНФ, 2000.



Ситнова И.В. Ментальные ограничения институциональных изменений в современной России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. М.: ВЦИОМ, 2011. Май-июнь. № 3 (103).



Кара-Мурза С.Г. Государственный патернализм - цивилизационное измерение // Науч. эксперт. 2009. № 12. С. 1.



Вовк В.Н. Патернализм в российском правовом менталитете: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Краснодар, 2010.



Лубский Р.А. Политический менталитет в России на рубеже веков. Саарбрюккен: LAP LAMBERT AcademicPublishing, 2013.



Кочнова О.А. Патернализм как субинститут благотворительности // Вюник СевДТУ. Вип. 94: Фiлософiя: зб. наук. пр. Севастополь: Вид- во СевНТУ, 2009. С. 52.



Дилигенский Г.Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе // Pro et Contra. 1997. Т. 2, № 4. С. 12.



Розов Н.С. Российский менталитет: наиболее конструктивные концепции и их критика // Мир России. 2011. № 2. С. 101.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Лубский, А. В., & Лубский, Р. А. (2016). Этатизм и патернализм как культурные маркеры цивилизационной идентичности в России. Гуманитарий Юга России, (3), 90-103. извлечено от https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/3545
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ