Вкушение и трапеза
Для цитирования
Пигулевский В. О. Вкушение и трапеза // Гуманитарий Юга России. 2016. № 3. С. 100-113.
Аннотация
В статье анализируется телесная практика гастрономического вкуса и трапезы, рассматривается формирование эстетического суждения и оценки на основе вкушения, габитуса цивилизованного человека и кодов приличия. Трапеза рассматривается как феномен общения и наслаждения жизнью.
Ключевые слова:
вкус, вкушение, привкус, габитус, человек утонченный (perpolitus), трапеза
Литература
Барт Р. К психосоциологии современного питания // Барт Р. Система моды. М., 2003. С. 368.
Костяев А.И. Вкусовые метафоры и образы в культуре. М., 2007. С. 15, 19.
Flavor - англ. «сочетание вкуса и аромата, привкус».
Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001. С. 66.
Бурдье П. Художественный вкус и культурный капитал // Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». М., 2003. С. 431-453.
Кириленко С.А. Наслаждение вкусом // Альманах кафедры философии культуры и культурологии Центра изучения культуры философского факультета СПбГУ. Вып. 1. СПб., 2001. С. 93-106; Portinari F. Il piacere della gola. Milano, 1986.
Капкан М.В., Лихачева Л. С. Гастрономическая культура. Понятие, функции, факторы формирования // Известия Уральского государственно¬го университета. 2008. № 55. С. 34-43; Добренко Е. Гастрономический коммунизм - вкусное vs здоровое // Неприкосновенный запас. 2009. № 2. С.155-173.
Кристева Ю. Силы ужаса. Эссе об отвращении. СПб., 2003. С. 145.
Там же. С. 42-45.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.,1997. С. 392.
Там же. С. 159.
СартрЖ.-П. Тошнота. М., 1994. С. 138-139.
Олянич А.В. Гастрономический дискурс в системе массовой коммуникации // Массовая культура на рубеже XX-XXI веков. Человек и его дискурс. М., 2003.
Лотман Ю.М., Погосян Е.А. Великосветские обеды. СПб., 1996. С. 5, 41, 74.
Ревель Ж.-Ф. Кухня и культура. Литературная история гастрономических вкусов от античности до наших дней. Екатеринбург, 2004. С. 26, 29.
Рассадина С. Герменевтика удовольствия. Наслаждение вкусом. СПб., 2010. С. 198.
Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Бергсон А. Собр. соч. Т. 1. М.,1 992.
Ревель Ж.-Ф. Кухня и культура... С. 18.
Там же. С. 34, 142.
Дюма А. Большой кулинарный словарь. М., 2006. С. 8.
Цит. по: Ревель Ж.-Ф. Кухня и культура... С. 255.
Ребора Д. Происхождение вилки. История правильной еды. М., 2007. С. 17.
Там же. С. 191.
Ревель Ж.-Ф. Кухня и культура. С. 313.
Семантически создается адская кухня, подбираются блюда Калигулы, Великого инквизитора, Маркиза де Сада, кухня распада и разложения, используется кровь, готовятся блюда из кошек, собак и крыс и пр. - все, что может быть истоком ужасного и отвратительного.
Лукан М., Грей Д. Поваренная книга декаданса. М., 2004. С. 12.
Perpolitus - лат. «человек утонченный, интеллигентный, культурный».
Окунь А., Губерман И. Книга о вкусной и здоровой жизни. М., 2010. С. 65.
Гуревич А.Я. Пир // Словарь средневековой культуры. М., 2007. С. 359.
Скляренко Н.В. Трапеза - символ пищи духовной // Научная конференция аспирантов и соискателей: тез. докл. Ростов н/Д, 2001.
Однако чаще в симпозиумах важнее ритуалов и разговоров было развлечение, ибо участники занимались сексом с проститутками, друг с другом или прислужниками (Филипс Р. История вина. М., 2004. С. 67)
Цит. по: Рассадина С. Герменевтика удовольствия. С. 172.
Марков Б.Ф. Культура повседневности. СПб., 2008. С. 234.
Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1. М.; СПб., 2001. С. 40.
Рассадина С. Герменевтика удовольствия. С. 87.
Там же. С. 169.
Филипс Р. История вина. С. 301, 305.
Distinction - англ. «различие, отличие; выдающиеся качества; оригинальность, индивидуальность; знак отличия»; distinctive - «отличительный, характерный».
Рассадина С. Герменевтика удовольствия. С. 190, 192.
РуссоЖ.-Ж. Эмиль, или о воспитании. СПб., 1913. С. 105.
Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: в 2 т. Т. 1. М., 1973. С. 120.
Там же. С. 121.
Костяев А.И. Вкусовые метафоры и образы в культуре. М., 2007. С. 15, 19.
Flavor - англ. «сочетание вкуса и аромата, привкус».
Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001. С. 66.
Бурдье П. Художественный вкус и культурный капитал // Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». М., 2003. С. 431-453.
Кириленко С.А. Наслаждение вкусом // Альманах кафедры философии культуры и культурологии Центра изучения культуры философского факультета СПбГУ. Вып. 1. СПб., 2001. С. 93-106; Portinari F. Il piacere della gola. Milano, 1986.
Капкан М.В., Лихачева Л. С. Гастрономическая культура. Понятие, функции, факторы формирования // Известия Уральского государственно¬го университета. 2008. № 55. С. 34-43; Добренко Е. Гастрономический коммунизм - вкусное vs здоровое // Неприкосновенный запас. 2009. № 2. С.155-173.
Кристева Ю. Силы ужаса. Эссе об отвращении. СПб., 2003. С. 145.
Там же. С. 42-45.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.,1997. С. 392.
Там же. С. 159.
СартрЖ.-П. Тошнота. М., 1994. С. 138-139.
Олянич А.В. Гастрономический дискурс в системе массовой коммуникации // Массовая культура на рубеже XX-XXI веков. Человек и его дискурс. М., 2003.
Лотман Ю.М., Погосян Е.А. Великосветские обеды. СПб., 1996. С. 5, 41, 74.
Ревель Ж.-Ф. Кухня и культура. Литературная история гастрономических вкусов от античности до наших дней. Екатеринбург, 2004. С. 26, 29.
Рассадина С. Герменевтика удовольствия. Наслаждение вкусом. СПб., 2010. С. 198.
Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Бергсон А. Собр. соч. Т. 1. М.,1 992.
Ревель Ж.-Ф. Кухня и культура... С. 18.
Там же. С. 34, 142.
Дюма А. Большой кулинарный словарь. М., 2006. С. 8.
Цит. по: Ревель Ж.-Ф. Кухня и культура... С. 255.
Ребора Д. Происхождение вилки. История правильной еды. М., 2007. С. 17.
Там же. С. 191.
Ревель Ж.-Ф. Кухня и культура. С. 313.
Семантически создается адская кухня, подбираются блюда Калигулы, Великого инквизитора, Маркиза де Сада, кухня распада и разложения, используется кровь, готовятся блюда из кошек, собак и крыс и пр. - все, что может быть истоком ужасного и отвратительного.
Лукан М., Грей Д. Поваренная книга декаданса. М., 2004. С. 12.
Perpolitus - лат. «человек утонченный, интеллигентный, культурный».
Окунь А., Губерман И. Книга о вкусной и здоровой жизни. М., 2010. С. 65.
Гуревич А.Я. Пир // Словарь средневековой культуры. М., 2007. С. 359.
Скляренко Н.В. Трапеза - символ пищи духовной // Научная конференция аспирантов и соискателей: тез. докл. Ростов н/Д, 2001.
Однако чаще в симпозиумах важнее ритуалов и разговоров было развлечение, ибо участники занимались сексом с проститутками, друг с другом или прислужниками (Филипс Р. История вина. М., 2004. С. 67)
Цит. по: Рассадина С. Герменевтика удовольствия. С. 172.
Марков Б.Ф. Культура повседневности. СПб., 2008. С. 234.
Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1. М.; СПб., 2001. С. 40.
Рассадина С. Герменевтика удовольствия. С. 87.
Там же. С. 169.
Филипс Р. История вина. С. 301, 305.
Distinction - англ. «различие, отличие; выдающиеся качества; оригинальность, индивидуальность; знак отличия»; distinctive - «отличительный, характерный».
Рассадина С. Герменевтика удовольствия. С. 190, 192.
РуссоЖ.-Ж. Эмиль, или о воспитании. СПб., 1913. С. 105.
Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: в 2 т. Т. 1. М., 1973. С. 120.
Там же. С. 121.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Пигулевский, В. О. (2016). Вкушение и трапеза. Гуманитарий Юга России, (3), 100-113. извлечено от https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/3424
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ