Механизмы адаптации российских студентов в университетах КНР

Научная статья
  • Ольга Сергеевна Мосиенко Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия mosienko.olga@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-9043-1135
    Elibrary Author_id 711700
    SPIN 1248-6169
    ResearchID GLN-3425-2022
  • Кристина Евгеньевна Боталова Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия botalova.k.e@gmail.com
Для цитирования
Мосиенко О. С., Боталова К. Е. Механизмы адаптации российских студентов в университетах КНР // Гуманитарий Юга России. 2025. Том 14. № 5. С. 202-221. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.5.14 EDN: AIOSVS

Аннотация

Цель исследования заключается в выявлении ключевых механизмов адаптации российских студентов к образовательной и социокультурной среде университетов КНР, а также определении факторов, способствующих или препятствующих их успешной интеграции. Методологическая база исследования. Адаптация иностранных студентов в принимающей стране является предметом исследований как зарубежных, так и российских социологов, социальных психологов, педагогов (Арефьев, 2009; Гурова, 2017; Козырева, 2004; Малахаева, 2017; Осянин, 2006, 2012; Пономарев, 2007; Харченко, 2018; Altbach, 2013; Brooks, Waters, 2011; Cemalcilar, Falbo, 2008; Russia and China University's students… 2021; Wagenaar, Tinto, 1988; Winkelman, 1994; и др.). Использование системного подхода в рамках исследования механизмов адаптации российских студентов в университетах КНР позволяет концептуализировать процесс адаптации как комплексное многоаспектное явление, интегрирующее следующие взаимосвязанные механизмы: академические, социокультурные, социально-психологические, бытовые. Эмпирическая база исследования представлена социологическим исследованием, которое было проведено в 2024–2025 гг. методами полустандартизированного интервью (N = 20 студентов из России) и онлайн-анкетирования (N = 61 студент из России). Результаты исследования. Социологическое исследование выявило, что адаптация российских студентов в китайских университетах представляет собой многоэтапный процесс, включающий академические, социокультурные, бытовые и социально-психологические механизмы, зависящие от индивидуальных особенностей, культурной дистанции и двустороннего взаимодействия с принимающей средой. Академическая адаптация требует высокой мотивации и самообучения при поддержке преподавателей, хотя гипотеза о вовлеченности в научную деятельность не подтвердилась. Социокультурная адаптация связана с преодолением языкового барьера и установлением социальных связей, при этом уровень языка не оказался ключевым фактором. Бытовая адаптация проходит успешно благодаря удовлетворительным условиям проживания, а социально-психологическая – через когнитивную переоценку трудностей и эмоциональную поддержку. Успешность адаптации определяется активным использованием личных стратегий и внешних ресурсов. Перспективы исследования. Данное исследование механизмов адаптации российских студентов в университетах КНР открывает ряд перспектив для дальнейших научных и практических разработок: 1. Расширение выборки и сравнительный анализ (исследование может быть продолжено с привлечением большего числа респондентов из различных регионов России и Китая, что повысит репрезентативность результатов; возможен сравнительный анализ адаптации студентов из других стран (СНГ, Европы, Африки) для выявления универсальных и специфических факторов адаптации в китайских вузах. 2. Углубленное изучение отдельных аспектов адаптации (анализ влияния цифровых технологий и социальных сетей на процесс адаптации; исследование роли тьюторских программ и межкультурных студенческих сообществ в снижении академического и эмоционального стресса). 3. Разработка методик и практических рекомендаций (создание специализированных тренингов и курсов для российских студентов, направленных на преодоление языковых и культурных барьеров; формирование рекомендаций для администраций университетов КНР по оптимизации поддержки иностранных учащихся). 4. Долгосрочные эффекты адаптации (изучение влияния успешной/неуспешной адаптации на дальнейшую профессиональную и академическую карьеру выпускников; анализ роли китайско-российских образовательных программ в укреплении двусторонних отношений). 5. Междисциплинарные исследования (интеграция психологических, социологических и педагогических подходов для комплексного понимания адаптационных процессов; исследование влияния государственной политики на академическую мобильность и адаптацию студентов).
Ключевые слова:
адаптация, механизмы адаптации, академическая адаптация, социально-психологическая адаптация, социокультурная адаптация, бытовая адаптация, российские студенты, Китайская Народная Республика (КНР)

Биографии авторов

Ольга Сергеевна Мосиенко, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат социологических наук, доцент кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований
Кристина Евгеньевна Боталова, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия
Студент

Литература

Арефьев А. Л. Российские студенты в китайских вузах / А. Л. Арефьев // Высшее образование в России. – 2009. – № 5. – С. 118–126. – EDN KHMSYX.

Гурова А. В. Проблема адаптации российских студентов в Китае / А. В. Гурова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: сборник трудов участников III Международной научно-практической конференции, Москва, 06–07 апреля 2017 года / Российский университет дружбы народов. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2017. – С. 194–198. – EDN YNYRAB.

Козырева П. М. Процессы социальной адаптации россиян в трансформирующемся обществе: специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»: диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук – Москва, 2004. – 380 с. – EDN NNETXH.

Малахаева С. К. Исследование ценностных ориентаций российских студентов, обучающихся в Китае / С. К. Малахаева, М. Ю. Уварова, Е. А. Кедярова // Baikal Research Journal. – 2017. – Т. 8, № 4. – С. 8. – DOI 10.17150/2411-6262.2017.8(4).8. – EDN UYDNIW.

Осянин А. Н. Анализ содержания процессов адаптации и социализации личности (теоретический аспект) / А. Н. Осянин // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2006. – № 1 (5). – С. 335–341. – EDN IWQUZN.

Осянин А. Н. Анализ теоретических подходов к изучению адаптации студенческой молодежи / А. Н. Осянин // Вестник Российского университета кооперации. – 2012. – № 3 (9). – С. 133–137. – EDN PXZLIR.

Пономарев В. О. Проблемы социокультурной адаптации российских студентов на образовательном пространстве Китая / В. О. Пономарев, А. Е. Зубарев // Ученые заметки ТОГУ. – 2017. – Т. 8, № 2. – С. 31–34. – EDN ZQNSFH.

Харченко Б. В. Проблемы адаптации российских студентов в китайских университетах / Б. В. Харченко // Молодой ученый. – 2018. – № 24 (210). – С. 266–269. – EDN XQYZFR.

Altbach P. G. The International Imperative in Higher Education / P. G. Altbach. – SensePublishers Rotterdam, 2013. – 198 р. – DOI 10.1007/978-94-6209-338-6.

Brooks R. Student Mobilities, Migration and the Internationalization of Higher Education / R. Brooks, J. Waters. – Springer, 2011. – 196 р.

Cemalcilar Z. A Longitudinal Study of the Adaptation of International Students in the United States / Z. Cemalcar, T. Falbo // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2008. – № 39. – С. 799. – DOI 10.1177/0022022108323787

Russia and China University's students values in the context of mass open online courses / G. V. Astratova, V. V. Klimuk, N. V. Sandalova, M. R. Chashchin // Вестник евразийской науки. – 2021. – Vol. 13. – No. 2. – EDN KLIASB.

Wagenaar T. C. Leaving College: Rethinking the Causes and Cures of Student Attrition / T. C. Wagenaar, V. Tinto // Contemporary Sociology. – 1988. – № 17(3). – С. 414.

Winkelman M. Cultural Shock and Adaptation / M. Winkelman // Journal of Counseling & Development. – 1994. – № 73. – С. 121–126. – DOI 10.1002/J.1556-6676.1994.TB01723.X.
Статья

Поступила: 14.07.2025

Опубликована: 25.10.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Мосиенко, О. С., & Боталова, К. Е. (2025). Механизмы адаптации российских студентов в университетах КНР. Гуманитарий Юга России, 14(5), 202-221. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.5.14
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ