Теоретическое осмысление секуляризации на Западе и в России: сравнительный анализ

Научная статья
  • Денис Юрьевич Сакович Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета; Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия youraise@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0009-0006-2156-5248
    Elibrary Author_id 1304297
    SPIN 5696-1832
Для цитирования
Сакович Д. Ю. Теоретическое осмысление секуляризации на Западе и в России: сравнительный анализ // Гуманитарий Юга России. 2025. Том 14. № 5. С. 140-153. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.5.10 EDN: QLPSBP

Аннотация

Цель исследования состоит в сравнительном анализе теоретических концепций секуляризации в западноевропейских странах и в России, чтобы выявить общие тенденции и специфические характеристики религиозных трансформаций в контексте процесса модернизации. Методологической базой исследования является историко-сравнительный анализ, который предполагает сопоставление классических и современных теорий секуляризации с эмпирическими процессами, происходящими в западных странах и России. Для проведения анализа были использованы научные публикации, результаты социологических опросов и данные интернет-статистики, включая исследование запросов по религиозной тематике через сервис «Яндекс.Wordstat». Результаты исследования.  Установлено, что классическая теория секуляризации нуждается в переосмыслении. Процессы модернизации не столько ведут к «исчезновению» религии, сколько к трансформации ее социальных функций и институциональных форм. В западных обществах религия утратила доминирующее положение, преобразовавшись в автономный социальный институт, и ее влияние на публичную сферу уменьшилось. Однако вместо полного отказа от веры наблюдается появление новых форм религиозного выражения, включая индивидуализированные «конструкторы веры» и культурную «заместительную религию», где религиозная идентичность сохраняется формально. Параллельно с этим секуляризация способствовала росту фундаменталистских движений, направленных против секулярных ценностей, что свидетельствует о способности религии адаптироваться и возвращаться в общественную жизнь в новых формах. В России процесс секуляризации носил принудительный характер: в советский период религиозные институты были практически полностью вытеснены из социальной сферы. Тем не менее религиозная вера сохранялась в приватной области, а после распада СССР произошел массовый религиозный подъем. Этот подъем характеризуется сочетанием номинальной массовой религиозности, воспринимаемой как элемент национальной культуры, с активизацией консервативных и фундаменталистских групп. Сравнительный анализ западных и российских случаев секуляризации демонстрирует, что данный процесс не является универсальным и однонаправленным. В постсекулярном обществе светские и религиозные тенденции сосуществуют, а религия продолжает выполнять значимые мировоззренческие функции, подвергаясь трансформации. Перспективы исследования связаны с проведением углубленного сравнительного анализа тенденций секуляризации, включающего исследование динамики постсекулярных процессов, индивидуализацию религиозного поведения и воздействие цифровых технологий. Это позволит разработать обновленную теоретическую модель, отражающую трансформации религиозных феноменов в контексте современной модернизации.
Ключевые слова:
секуляризация, постсекулярное общество, религиозность, социология религии, Запад, Россия, сравнительный анализ

Биография автора

Денис Юрьевич Сакович, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета; Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия
Аспирант Института социологии и регионоведения Южного федерального университета; преподаватель кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета

Литература

Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма. – 4-е изд. / М. Вебер; сост. Ю. Н. Давыдов. – Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2017. – 656 с. – (Серия «Книга света»). – ISBN 978-5-98712-801-5.

Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2 т. Т. 1. – Москва: Мысль, 1975. – 532 с.

Деррида Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. – Санкт-Петербург: Академический проект, 2000. – 432 с. – ISBN 5-7331-0181-4.

Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / Э. Дюркгейм. – Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. – 736 с. – ISBN 978-5-7749-1370-1.

Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении) / О. Конт. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 256 с. – ISBN 5-222-03417-8.

Кырлежев А. В. Постсекулярная концептуализация религии / А. В. Кырлежев // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. – 2012. – Т. 30, № 2. – С. 52–68. – EDN PIHQFD.

Маркс К., Энгельс Ф. Капитал: Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 т. – Т. 23. – Москва: Политиздат, 1960. – С. 15–784.

Митрофанов Г. История Русской Православной Церкви: 1900–1927 / Г. Митрофанов. – Москва: Сатись, 2002. – 550 с. – ISBN 5-7373-0262-8.

Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. – Москва: Аспект Пресс, 1998. – 270 с. – ISBN 5-7567-0225-3.

Петрученко О. Латинско-русский словарь / О. Петрученко. – Санкт-Петербург: Лань, 2001. – 816 с. – ISBN 5-8114-0144-X.

Тейлор Ч. Новый духовный ландшафт: религиозное сознание в постсекулярном обществе / Ч. Тейлор // Религиозное сознание в постсекулярном обществе / под. ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко (Серия «Современное богословие»). – Москва: ББИ, 2020. – 186 с. – ISBN 978-5-89647-382-4.

Тённис Ф. Общность и общество / Ф. Тённис. – Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2002. – 451 с. – ISBN: 5-93615-020-8 (в пер.).

Узланер Д. А. Конец религии? История теории секуляризации / Д. А. Узланер. – Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. – 240 с. – ISBN 978-5-7598-1963-9 (в пер.). – ISBN 978-5-7598-2016-1 (e-book).

Berger P. L. The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics / P. L. Berger. – Washington, D. C.: Ethics and Public Policy Center; Grand Rapids, Mich.: W.B. Eerdmans Pub. Co., 1999. – VIII, 135 p.

Davie G. Religion in Britain since 1945: believing without belonging / G. Davie. – Oxford; Cambridge, Mass.: Blackwell, 2000. – XIII, 226 p.

Pessi A. B. Privatized religiosity revisited: Building an authenticity model of individual-church relations / A. B. Pessi // Social Compass. – 2013. – Vol. 60, № 1. – P. 3–21.

Timoshchuk E. A. Peter Berger and his sociocultural-phenomenological research / E. A. Timoshchuk / Intelligence. Innovations. Investments. – 2020. – No. 5. – P. 146–151.
Статья

Поступила: 21.07.2025

Опубликована: 25.10.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Сакович, Д. Ю. (2025). Теоретическое осмысление секуляризации на Западе и в России: сравнительный анализ. Гуманитарий Юга России, 14(5), 140-153. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.5.10
Раздел
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ