Искусственный интеллект в обучении студентов: преимущества, вызовы и этические аспекты

Научная статья
  • Марина Викторовна Якутина Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия mvyakutina@fa.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-9770-4167
    Elibrary Author_id 489120
    SPIN 5951-1904
    ResearchID OIT-4175-2025
Для цитирования
Якутина М. В. Искусственный интеллект в обучении студентов: преимущества, вызовы и этические аспекты // Гуманитарий Юга России. 2025. Том 14. № 5. С. 115-126. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.5.8 EDN: PLLEYE

Аннотация

Цель исследования состояла        в проведении анализа перспектив использования ИИ студентами вузов в учебной деятельности и роли преподавателя в условиях развития новых технологий, исследовании ключевых аспектов оптимизации и этического применения доступных и разнообразных инструментов ИИ в учебной среде. Методологической базой исследования послужили работы российских и иностранных ученых и научный эксперимент, состоящий из проведения практической работы со студентами, использующими ИИ в учебной деятельности, количественного и качественного анализа и оценки полученных результатов. Результаты исследования. Выявлена высокая степень принятия технологий ИИ среди студентов, которые успешно их используют для решения рутинных задач и в качестве вспомогательного инструмента. Вместе с тем исследование обнаружило значительный пробел в знаниях об этичности использования ИИ в условиях отсутствия регламентированных процедур установления авторских прав при использовании ИИ в качестве ассистента. Перспективы исследования показали наиболее актуальное направление в работе над созданием баланса между технологиями и традиционным обучением, которое связано с определением роли преподавателя как наставника в мире новых технологий для учебной деятельности, который должен показать пути максимально эффективного использования ИИ и не терять при этом возможности критического мышления, анализа и творчества.
Ключевые слова:
искусственный интеллект, уникальность текста, роль преподавателя, информационные технологии

Биография автора

Марина Викторовна Якутина, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и профессиональной коммуникации

Литература

Коляса В. С. Авторское право и цифровизация в Российской Федерации – актуальные механизмы защиты авторских прав в цифровой среде / В. С. Коляса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 10. – С. 171-175. – DOI 10.23672/a8344-6005-3298-u. – EDN DSOYBI.

Митина О. А. Генерация текста с помощью нейронных сетей / О. А. Митина, В. В. Жаров // Национальная ассоциация ученых (НАУ). – 2023. – № 90. – С. 19–27.

Осипенко Л. Е. Текстовые генеративные нейросети в исследовательской деятельности студентов / Л. Е. Осипенко, А. В. Коротков // Мир науки, культуры, образования. – 2024. – № 4 (107). – С. 90–93. – DOI 10.24412/1991-5497-2024-4107-90-93. – EDN COOBKW.

Рего Г. Э. Использование технологий искусственного интеллекта для решения проблемы индивидуализации образования / Г. Э. Рего, Е. В. Рего // StudArctic Forum. – 2024. – Т. 9, № 1. – С. 87–94. – EDN QTHLBX.

Чэнь И. Актуальные вопросы и перспективы применения искусственного интеллекта в образовательном процессе // Наука. Образование. Современность. – 2024. – № 3. – С. 32–35. – DOI 10.24412/2658-7335-2024-3-12. – EDN IZFXAG.

Ahuja V. Artificial intelligence and copyright issues and challenges / V. Ahuja // ILI Law Review. – Retrieved July 18, 2023.

Massadeh F. The legal protection of artificial intelligence generated work: The argument for sui generis over copyright / F. Massadeh, F. Alnusair, A. A. M. Massadeh, M. Ismail // Corporate Law & Governance Review. – 2024. – Vol. 6(1).

Pedersen I. Open/Technology in Education, Society, and Scholarship Association / I. Pedersen // Generative AI adoption in postsecondary education, AI hype, and ChatGPT’s launch. Technology in Education, Society, and Scholarship Association Journal. – 2024. – Vol. 4 (1). – P. 1–19.
Статья

Поступила: 02.04.2025

Опубликована: 25.10.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Якутина, М. В. (2025). Искусственный интеллект в обучении студентов: преимущества, вызовы и этические аспекты. Гуманитарий Юга России, 14(5), 115-126. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.5.8
Раздел
ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО