Интеграция профориентационной деятельности в образовательном процессе в системе высшего образования

Научная статья
  • Вера Ивановна Немчина Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия nemchina@sfedu.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-2016-0613
    Elibrary Author_id 394354
    SPIN 2432-8605
  • Софья Вадимовна Федорович Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия fedorovich@sfedu.ru
Для цитирования
Немчина В. И., Федорович С. В. Интеграция профориентационной деятельности в образовательном процессе в системе высшего образования // Гуманитарий Юга России. 2025. Том 14. № 4. С. 58-75. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.4.5 EDN: DJWKMB

Аннотация

Цель исследования – выявление современного состояния профориентационной деятельности в образовательном процессе в современной системе высшего образования для выработки перспективной модели управления профориентацией в вузах Ростовской области. Методологическая база исследования опирается на классические социологические концепции труда и профессиональной деятельности (М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Т. Парсонс) и сочетает общенаучные методы анализа, элементы дискурсивного анализа с кластеризацией по темам, а также методы статистического анализа социологических данных.   Результаты исследования. Анализ практик профориентационной деятельности ведущих вузов Ростовской области показал, что в образовательных учреждениях сформированы специализированные структуры (центры карьеры, отделы профориентации, центры компетенций), обеспечивающие реализацию профориентационной работы на всех этапах образовательного маршрута – довузовском, вузовском и послевузовском. В рамках их деятельности внедряются разнообразные форматы взаимодействия с обучающимися: информационно-просветительские мероприятия, профдиагностика, консультирование, организация стажировок, ярмарок вакансий, взаимодействие с работодателями. Создаются условия для сопровождения их образовательных и карьерных траекторий, повышения адаптивности к требованиям рынка труда. Однако наряду с этим выявлены существенные проблемы: дублирование функций между различными подразделениями, отсутствие координации между участниками профориентационной работы, размытость зон ответственности. Это снижает целостность подхода и эффективность реализуемых практик. Таким образом, несмотря на институциональное разнообразие и активное внедрение профориентационных механизмов, система в целом не достигает необходимого уровня согласованности и требует перехода к более интегрированной модели управления профориентационной деятельностью. Перспективы исследования будут направлены на разработку и внедрение образовательных и управленческих инициатив, способствующих повышению популярности профориентационных практик и их применения в довузовской и вузовской средах.
Ключевые слова:
профориентация, профессиональное самоопределение, высшее образование, профессиональная идентичность, региональные практики, профориентология

Биографии авторов

Вера Ивановна Немчина, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат социологических наук, доцент кафедры регионалистики и евразийских исследований
Софья Вадимовна Федорович, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия
ассистент

Литература

Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / М. Вебер; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова, предисл. П. П. Гайденко. – Москва: Прогресс, 1990. – 808 с.

Голубкова Н. Я. Социальное поведение учащейся молодежи / Н. Я. Голубкова // Социологические исследования. – 1998. – № 9. – С. 123–127.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм; [перевод с фр. А. Б. Гофмана]. – Москва: Канон, 1996. – 432 с. – ISBN 978-5-88873-036-1.

Ермолаева Е. П. Принцип превентивной оценки профессиональной идентичности специалистов в процессе обучения и переподготовки / Е. П. Ермолаева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2010. – № 1. – С. 33–36. – EDN MBEBQZ.

Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 330 с. – ISBN 5-8291-0190-4.

Климов E. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 031000 – Педагогика и психология, 031300 – Социальная педагогика, 033400 – Педагогика / Е. А. Климов. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2010. – 302 с. – ISBN 978-5-7695-5690-6.

Константиновский Д. Л. Отношение к профессиям как индикатор социальных изменений / Д. Л. Константиновский // Вестник Института социологии. – 2021. – Т. 12, № 4. – С. 155–166. – DOI 10.19181/vis.2021.12.4.757. – EDN CCOSZF.

Маргинальность в современной России [По итогам работы межрегион. науч. семинаров «Маргинальность в современной России: общ. тенденции, регион. специфика» (апр. 1999 г., июнь 2000 г.) / Е. С. Балабанова, М. Г. Бурлуцкая, А. Н. Демин и др.]. – Москва: МОНФ, 2000. – 207 с. – ISBN 5-89554-194-1.

Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс; под общ. ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. – Изд. 2-е. – Москва: Академический проект, 2002. – 880 с.

Пряжников Н. С. Профориентология: учебник и практикум для вузов / Н. С. Пряжников. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 405 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-01541-6.

Русанова А. А. Профессиональное самоопределение в структуре социального самоопределения студенческой молодежи (социологический анализ) 7 А. А. Русанова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2011. – № 4. – С. 163–172. – EDN NEIQOX.

Селиванова С. С. Формирование профессиональной идентичности студентов в качестве инструмента интенсификации трудового капитала: профориентационная деятельность / С. С. Селиванова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 9 (77). – С. 55–58. – DOI 10.24158/spp.2020.9.9. – EDN AOHBIN.

Сорокин П. Система социологии / П. А. Сорокин; [авт. предисл. А. В. Липский; Российская акад. наук, Ин-т социологии]. – Москва: Наука, 1993. –Т. 2: Социальная аналитика: учение о строении сложных социальных агрегатов. – 688 с. – ISBN 5-02-008207-4.

Титма М. Х. Молодое поколение / М. Х. Титма, Э. А. Саар. – Москва: Мысль, 1986. – 255 с.

Чистякова С. Н. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, В. И. Сахарова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2013. – № 2 (10). – С. 23–29. – EDN PIBACS.

Шапиева А. В. Профориентационная работа в вузе как фактор формирования профессиональной идентичности у студентов (на материалах Забайкальского государственного университета) / А. В. Шапиева, А. А. Русанова, В. Н. Лаврикова, Е. В. Филиппова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2021. – Т. 6, № 4 (22). – С. 463–471. – DOI 10.21603/2500-3372-2021-6-4-463-471. – EDN MNCWNU.
Статья

Поступила: 18.05.2025

Опубликована: 28.08.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Немчина, В. И., & Федорович, С. В. (2025). Интеграция профориентационной деятельности в образовательном процессе в системе высшего образования. Гуманитарий Юга России, 14(4), 58-75. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.4.5
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ