Ценностные основания культуры молодежного потребительского досуга

Научная статья
  • Валентина Ивановна Родионова Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, Шахты, Россия rodionova.disser@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-3822-577X
    Elibrary Author_id 421446
    SPIN 5562-7277
Для цитирования
Родионова В. И. Ценностные основания культуры молодежного потребительского досуга // Гуманитарий Юга России. 2025. Том 14. № 3. С. 85-95. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.3.7 EDN: IWMHLM

Аннотация

Цель исследования – осуществить культурфилософский анализ ценностных оснований культуры молодежного потребительского досуга, сделав акцент на том, что обращение к этой теме, при всей ее многоаспектности, лежит прежде всего в плоскости осмысления мировоззренческих позиций, что, несомненно, является прерогативой философии. Методологическая база исследования основывается на междисциплинарном подходе, включающем методологические позиции культурологии, социологии культуры, философской аксиологии, социальной философии, философии культуры, что позволяет показать специфику последней применительно к анализу ценностных оснований молодежного потребительского досуга. Доказано, что именно подход с методологических позиций философии культуры может раскрыть мировоззренческие, в том числе ценностные, основания выбора молодежью потребительского досуга. Результаты исследования.  Исходным положением исследования является утверждение о существовании в современном мире потребительской досуговой культуры, ключевой ценностью которой является потребление. Несомненно, что досуговая культура может быть высоко духовной, деятельностно-ориентированной, развивающей, созидающей, однако в данной работе акцент сделан на потребительской культуре современной молодежи, в ценностном поле которой сформировались ее досуговые предпочтения. Делается вывод, что рассмотрение культуры молодежного потребительского досуга в парадигме философии культуры основано на ее теоретико-методологических постулатах, ориентированных, во-первых, на понимании философии как науки о предельных основаниях бытия с позиции связи с культурой как важнейшим основанием человеческого существования; во-вторых, на трактовке дихотомии «мир – человек» в контексте культуры общества потребления и молодежи как носителя ее ценностей; в-третьих, на интерпретации досуга как самоценности и отдыха как витальной ценности, составляющих основу культуры потребительского досуга молодежи. Перспективы исследования заключаются в дальнейшем осмыслении культуры молодежного потребительского досуга в таком аспекте, как связь ее ценностных оснований и формируемых на их основе культурных норм, определяющих поведенческие установки молодежи. Изучение поведенческих паттернов молодежи, сформировавшихся в рамках потребительской досуговой культуры, актуально с точки зрения противоречия между ними и развиваемыми и поддерживаемыми российским государством традиционными ценностями и нормами.
Ключевые слова:
общество потребления, ценностные основания досуга, молодежь, досуг как самоценность, отдых как витальная ценность, дихотомия «мир – человек», культура молодежного потребительского досуга

Биография автора

Валентина Ивановна Родионова, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, Шахты, Россия
Доктор философских наук, профессор кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины»

Литература

Альпидовская М. Л. Философия потребления как мнимая ценность современности / М. Л. Альпидовская // Вопросы политической экономии. – 2019. – № 4. – С. 153–161. – EDN CUSABL.

Барсукова Т. И. Досуговые практики молодежи Ставропольского края: симбиоз реального и виртуального / Т. И. Барсукова, Е. А. Сергодеева, Л. Н. Кобзаренко // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2025. – Т. 18, № 1. – С. 7–18. – DOI 10.17213/2075-2067-2025-1-6-17. – EDN ZWFODK.

Бауман З. Свобода / пер. с англ. Г. М. Дашевского, предисл. Ю. А. Левады / З. Бауман. – Москва: Новое изд-во, 2006. – 132 с. – ISBN 5-98379-051-X.

Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. – Москва: Республика; Культурная революция, 2006. – 269 с. – ISBN 5-250-01894-7.

Боровой Е. М. Образ общества потребления в философии постмодернизма / Е. М. Боровой // Культурные индустрии в институтах общества потребления: Материалы Всероссийской научной конференции, Великий Новгород, 07–08 апреля 2020 года. – Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2020. – С. 16–20. – DOI 10.34680/978-5-89896-672-0/2020.cultindustry.02. – EDN WNGYRV.

Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен; пер. с англ.; вступ. ст. С. Г. Сорокиной; общ. ред. В. В. Мотылева. – Москва: Прогресс, 1984. –367 с.

Ворохов П. Н. Культура как закодированная социальность: диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 Социальная философия / П. В. Ворохов. – Саранск, 2001. – 141 с.

Гурбанов А. Г. «Общество потребления» как объект изучения философии: сущность и социальный контекст / А. Г. Гурбанов // Философская мысль. – 2023. – № 5. – С. 1–12. – DOI 10.25136/2409-8728.2023.5.40857. – EDN QBLJUF.

Жадько Е. А. Архитектоника общества потребления / Е. А. Жадько // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2025. – № 1-4(100). – С. 105–108. – DOI 10.24412/2500-1000-2025-1-4-105-108. – EDN PQNKUL.

Иванов В. И. Социальность как характеристика военной культуры: культурфилософский анализ / В. И. Иванов // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2022. – Т. 11, № 4-1. – С. 217–221. – DOI 10.34670/AR.2022.35.65.027. – EDN NVBKYN.

Казакова А. Ю. Фрейм «живого посещения»: кино и театр в молодежном досуге / А. Ю. Казакова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. – 2022. – № 1. – С. 56–75. – DOI 10.31249/rsoc/2022.01.05. – EDN XZHRWU.

Кемеров В. Е. Культура – форма социальности / В. Е. Кемеров // Социология. – 2021. – № 3. – С. 240–244. – EDN AYAIQH.

Кобзаренко Л. Н. Обыденно-потребительские досуговые практики современной молодежи: социокультурный анализ / Л. Н. Кобзаренко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2024. – № 3(344). – С. 110–117. – DOI 10.53598/2410-3691-2024-3-344-110-117. – EDN CYKBQZ.

Межуев В. М. Философия культуры в системе современного знания о культуре / В. М. Межуев // Культура культуры. – 2024. – № 1. – С. 3–11. – EDN CNITLL.

Некрасов М. С. Σχολή и otium: рецепции античного понимания досуга для современного мира / М. С. Некрасов // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2024. – № 4(67). – С. 63–70. – DOI 10.26907/2079-5912.2024.4.63-70. – EDN WNWFAN.

Резник Ю. М. За пределами культуры и социальности: проблема трансперсональности / Ю. М. Резник // Личность. Культура. Общество. – 2009. – Т. 11, № 1(46-47). – С. 109–119. – EDN KXZUNN.

Рябков В. М. Проблемы досуга в наследии Аристотеля / В. М. Рябков // Бизнес. Образование. Право. – 2019. – № 1(46). – С. 416–420. – DOI 10.25683/VOLBI.2019.46.110. – EDN YYDWQH.

Пожитной Н. М. Теорема ценности отдыха в жизнедеятельности человека / Н. М. Пожитной, В. М. Хромешкин // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2012. – № 11(70). – С. 248–255. – EDN PJNJRL.

Фромм Э. Человек одинок / Э. Фромм; перевод с англ. Р. Е. Облонская // Иностранная литература. – 1966.– № 1. – С. 230–233.

Черных С. С. Демонстративное потребление молодежи в условиях экспансии информационного общества и глобальной цифровизации / С. С. Черных, К. В. Воденко, А. М. Коваленко, И. В. Чернов // Гуманитарий Юга России. – 2019. – Т. 8, № 5. – С. 179–189. – DOI 10.23683/2227-8656.2019.5.15. – EDN LSFBFA.

Шапинская Е. Н. Культура в эпоху «цифры»: культурные смыслы и эстетические ценности / Е. Н. Шапинская // Культура культуры. – 2015. – № 3(7). – С. 9. – EDN TYNIUZ.

Ander B. “We are not like those who/…/sit in the woods and drink”: the making of drinking spaces by youth / B. Ander, M. Wilińska // Qualitative Social Work. – 2020. – Vol. 19, Issue 3. – P. 424–439.

Dumazedier J. Sociology of Leisure. Amsterdam; New York: Scientific Publishing Company «Elsevier», 1974. – 231 p.

Ритцер Дж. Современные социологические теории /Дж. Ритцер – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.
Статья

Поступила: 11.04.2025

Опубликована: 19.06.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Родионова, В. И. (2025). Ценностные основания культуры молодежного потребительского досуга. Гуманитарий Юга России, 14(3), 85-95. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.3.7
Раздел
ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО