Миграционные установки иностранных студентов после окончания российских вузов (на примере Юга России)
Научная статья
Для цитирования
Магранов А. С., Гаврилов П. С. Миграционные установки иностранных студентов после окончания российских вузов (на примере Юга России) // Гуманитарий Юга России. 2025. Том 14. № 1. С. 34-56. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.1.2 EDN: CFLOPU
Аннотация
Цель исследования. Проанализировать основные установки иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, относительно выбора дальнейшего места жительства и трудоустройства после окончания университета.
Методологическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили данные прикладного социологического исследования, проведенного в высших учебных заведениях Южного федерального округа. Метод – анкетирование. Выборочную совокупность составили 1095 иностранных студентов, представляющих 65 стран мира.
Результаты исследования. Рассмотрены миграционные установки молодых иностранцев в зависимости от представляемого ими государства. Определены направления подготовки, представители которых в наибольшей степени ориентированы как на отъезд из страны, так и на интеграцию в российское общество. Так, наибольший интерес к налаживанию жизни в России проявляют представители технических наук, а уехать обратно стремятся, в основном, молодые люди, изучающие естественные и медицинские науки. Выявлены основные мотивы, определяющие у иностранных студентов стремление остаться жить и работать в России. Также проанализировано влияние социального окружения на формирование миграционных установок. Согласно проведенному анализу, одними из факторов, оказывающих влияние на желание остаться в России, выступают наличие прочных дружеских связей, а также создание своей семьи.
Перспективы исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке мер государственной молодежной политики, а также в процессе воспитательной работы с иностранными студентами высших учебных заведений.
Ключевые слова:
учебная миграция, рынок труда, иностранные студенты, вуз, адаптация, миграционные установки, интеграция
Литература
Антонова Н. Л. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства / Н. Л. Антонова, А. Д. Сущенко, Н. Г. Попова // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 1. – С. 31–58. – DOI 10.17853/1994-5639-2020-1-31-58. – EDN GAHVYD.
Багирова И. Х. Интеграционные процессы в системе высшего профессионального образования на пространстве СНГ / И. Х. Багирова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2014. – № 4. – С. 135–144. – EDN TIGJJX.
Бакуменко О. А. Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг / О. А. Бакуменко // Аккредитация в образовании. – 2018. – № 7 (107). – С. 12–19. – EDN GJTOLI.
Воробьева О. Д. Учебная миграция в Российскую Федерацию: региональная дифференциация и вклад в социально-экономическое развитие регионов / О. Д. Воробьева, А. А. Гребенюк, Т. В. Лебедева // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2021. – № 1 (65). – С. 6. – EDN LCEFXA.
Габдрахманова Г. Ф. Студенты из государств Центральной Азии в Татарстане: мотивация, адаптация, жизненные планы / Г. Ф. Габдрахманова, Э. А. Сагдиева, Н. И. Кораблева // Социологические исследования. – 2017. – № 3 (395). – С. 58–63. – EDN YMFZQH.
Зангиева И. К. Студенты из стран СНГ в России: предпосылки к миграции / И. К. Зангиева, А. Н. Сулейманова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2016. – № 5(135). – С. 126-145. – DOI 10.14515/monitoring.2016.5.09. – EDN YFOSRB.
Карташевич Е. В. Иностранные студенты и принимающее сообщество вуза: особенности восприятия и практики взаимодействия / Е. В. Карташевич, Г. И. Чикарова, П. С. Гаврилов // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2021. – Т. 14, № 6. – С. 71–78. – DOI 10.17213/2075-2067-2021-6-71-78. – EDN BJNHOA.
Латова Н. В. Миграционные установки и предпочтения российских специалистов в контексте концепции человеческого капитала / Н. В. Латова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2021. – № 4 (164). – С. 429–450. – DOI 10.14515/monitoring.2021.4.1692. – EDN PBPPPG.
Матвеева А. А. Образовательная стратегия университета в отношении студентов-мигрантов / А. А. Матвеева // Гуманитарный научный вестник. – 2021. – № 6. – С. 68–73. – DOI 10.5281/zenodo.5084497. – EDN LIXQLS.
Махмутова Е. В. Особенности интеграции иностранных студентов в российское образовательное пространство / Е. В. Махмутова // Власть. – 2020. – Т. 28, № 1. – С. 77–84. – DOI 10.31171/vlast.v28i1.7045. – EDN GDFOQX.
Моднов С. И. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете / С. И. Моднов, Л. В. Ухова // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Т. 1, № 2. – С. 111–115. – EDN REDEQF.
Морозова Ю. В. К вопросу об адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе: региональные аспекты / Ю. В. Морозова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7, № 1(22). – С. 129–132. – EDN YTXPTN.
Письменная Е. Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию: вопросы теории и методики исследования: специальность 22.00.03 «Экономическая социология и демография»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук / Письменная Елена Евгеньевна. – Москва, 2009. – 64 с. – EDN ZNYTPN.
Ромеро А. Н. Особенности социальной адаптации иностранных студентов южной части России как отражение социальных проблем данного региона / А. Н. Ромеро // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2008. – № 2 (8). – С. 240–242. – EDN KUDWZT.
Рочева А. Л. Миграционные намерения молодежи с миграционным бэкграундом и без: российский случай / А. Л. Рочева, Е. А. Варшавер // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2020. – № 3 (157). – С. 295–334. – DOI 10.14515/monitoring.2020.3.1632. – EDN AZLHIN.
Рязанцев С. В. Эмиграция ученых из России: «циркуляция» или «утечка» умов / С. В. Рязанцев, Е. Е. Письменная // Социологические исследования. – 2013. – № 4(348). – С. 24-35. – EDN QBDQJJ.
Скоробогатова В. И. Обучение иностранцев в России: от «мягкой силы» к экспорту образования / В. И. Скоробогатова // Образование и право. – 2020. – № 5. – С. 165-173. – DOI 10.24411/2076-1503-2020-10529. – EDN MKSSRQ.
Собкин В. С. Миграционные установки аспирантов: к вопросу об «утечке мозгов» / В. С. Собкин, М. М. Смыслова, Ю. О. Коломиец // Психолого-педагогические исследования. – 2020. – Т. 12, № 3. – С. 61–79. – DOI 10.17759/psyedu.2020120304. – EDN OVGVFF.
Суворова В. А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации / В. А. Суворова, И. А. Бронников // Управление. – 2019. – Т. 7, № 4. – С. 131-139. – DOI 10.26425/2309-3633-2019-4-131-139. – EDN XXUJCJ.
Титова О. И. Психологическое сопровождение иностранных студентов и его роль в обеспечении качества образования в поликультурной среде / О. И. Титова // Сибирский вестник специального образования. – 2015. – № 1(14). – С. 98-102. – EDN TMCPVF.
Хороших В. В. Карьерные планы иностранных студентов, обучающихся в России / В. В. Хороших, Э. А. Логачева // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2021. – № 4. – С. 241–250. – DOI 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-29. – EDN ITESUW.
Erturk S. «I Am Not an Immigrant. I Am an International Student»: A Qualitative Study of Adaptation Experiences of Turkish International Students in Germany / S. Erturk, K. Oker, Luu L. A. Nguyen // Journal of International Students. – 2021. – Vol. 12. – No. 3. – P. 716–735. – DOI: 10.32674/jis.v12i3.3776.
Hazen H. D. Visitors or Immigrants? International Students in the United States. / H. D. Hazen, H. C. Alberts // Population, Space and Place. – 2006 – Vol. 12. – No. 3. – P. 201–216. DOI: 10.1002/psp.409.
Netierman E. Should I Stay or Should I Go? International Students’ Decision-Making about Staying in Canada / E. Netierman, L. Harrison, A. Freeman, G. Shoyele, V. Esses, C. Covell // Journal of International Migration and Integration. – 2022. – Vol. 23. – P. 43–60. DOI: 10.1007/s12134-021-00825-1.
Penman J. Empowering International Students to Succeed: An Innovative and Beneficial Initiative for Health Professions / J. Penman, G. Malik, E. Chu, G. Kett, K. Hampton, N. Thomacos, M. Ebrahimi-Zanjani, Y. Zhong, W. McKenzie // Journal of International Students. – 2021. – Vol. 11. – No. 4. – P. 832–852. DOI: 10.32674/jis.v11i4.2226.
Wiers-Jenssen J. What Brings International Students to Norway? / J. Wiers-Jenssen // Journal of International Students. – 2020. – Vol. 10. – No. 1. – P. IX–XII. DOI: 10.32674/jis.v10i1.1888.
Wu C. International Students’ Post-Graduation Migration Plans and the Search for Home / C. Wu, R. Wilkes // Geoforum. – 2017. – Vol. 80. – P. 123–132.
Zhan M. International Postgraduate Students’ Labour Mobility in the United Kingdom: A Cross-Classified Multilevel Analysis / M. Zhan, C. Downey, M. Dyke // Population, Space and Place. – 2021. – Vol. 27. – No. 1. – Art. e2381. DOI: 10.1002/psp.2381.
Багирова И. Х. Интеграционные процессы в системе высшего профессионального образования на пространстве СНГ / И. Х. Багирова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2014. – № 4. – С. 135–144. – EDN TIGJJX.
Бакуменко О. А. Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг / О. А. Бакуменко // Аккредитация в образовании. – 2018. – № 7 (107). – С. 12–19. – EDN GJTOLI.
Воробьева О. Д. Учебная миграция в Российскую Федерацию: региональная дифференциация и вклад в социально-экономическое развитие регионов / О. Д. Воробьева, А. А. Гребенюк, Т. В. Лебедева // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2021. – № 1 (65). – С. 6. – EDN LCEFXA.
Габдрахманова Г. Ф. Студенты из государств Центральной Азии в Татарстане: мотивация, адаптация, жизненные планы / Г. Ф. Габдрахманова, Э. А. Сагдиева, Н. И. Кораблева // Социологические исследования. – 2017. – № 3 (395). – С. 58–63. – EDN YMFZQH.
Зангиева И. К. Студенты из стран СНГ в России: предпосылки к миграции / И. К. Зангиева, А. Н. Сулейманова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2016. – № 5(135). – С. 126-145. – DOI 10.14515/monitoring.2016.5.09. – EDN YFOSRB.
Карташевич Е. В. Иностранные студенты и принимающее сообщество вуза: особенности восприятия и практики взаимодействия / Е. В. Карташевич, Г. И. Чикарова, П. С. Гаврилов // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2021. – Т. 14, № 6. – С. 71–78. – DOI 10.17213/2075-2067-2021-6-71-78. – EDN BJNHOA.
Латова Н. В. Миграционные установки и предпочтения российских специалистов в контексте концепции человеческого капитала / Н. В. Латова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2021. – № 4 (164). – С. 429–450. – DOI 10.14515/monitoring.2021.4.1692. – EDN PBPPPG.
Матвеева А. А. Образовательная стратегия университета в отношении студентов-мигрантов / А. А. Матвеева // Гуманитарный научный вестник. – 2021. – № 6. – С. 68–73. – DOI 10.5281/zenodo.5084497. – EDN LIXQLS.
Махмутова Е. В. Особенности интеграции иностранных студентов в российское образовательное пространство / Е. В. Махмутова // Власть. – 2020. – Т. 28, № 1. – С. 77–84. – DOI 10.31171/vlast.v28i1.7045. – EDN GDFOQX.
Моднов С. И. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете / С. И. Моднов, Л. В. Ухова // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Т. 1, № 2. – С. 111–115. – EDN REDEQF.
Морозова Ю. В. К вопросу об адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе: региональные аспекты / Ю. В. Морозова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7, № 1(22). – С. 129–132. – EDN YTXPTN.
Письменная Е. Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию: вопросы теории и методики исследования: специальность 22.00.03 «Экономическая социология и демография»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук / Письменная Елена Евгеньевна. – Москва, 2009. – 64 с. – EDN ZNYTPN.
Ромеро А. Н. Особенности социальной адаптации иностранных студентов южной части России как отражение социальных проблем данного региона / А. Н. Ромеро // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2008. – № 2 (8). – С. 240–242. – EDN KUDWZT.
Рочева А. Л. Миграционные намерения молодежи с миграционным бэкграундом и без: российский случай / А. Л. Рочева, Е. А. Варшавер // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2020. – № 3 (157). – С. 295–334. – DOI 10.14515/monitoring.2020.3.1632. – EDN AZLHIN.
Рязанцев С. В. Эмиграция ученых из России: «циркуляция» или «утечка» умов / С. В. Рязанцев, Е. Е. Письменная // Социологические исследования. – 2013. – № 4(348). – С. 24-35. – EDN QBDQJJ.
Скоробогатова В. И. Обучение иностранцев в России: от «мягкой силы» к экспорту образования / В. И. Скоробогатова // Образование и право. – 2020. – № 5. – С. 165-173. – DOI 10.24411/2076-1503-2020-10529. – EDN MKSSRQ.
Собкин В. С. Миграционные установки аспирантов: к вопросу об «утечке мозгов» / В. С. Собкин, М. М. Смыслова, Ю. О. Коломиец // Психолого-педагогические исследования. – 2020. – Т. 12, № 3. – С. 61–79. – DOI 10.17759/psyedu.2020120304. – EDN OVGVFF.
Суворова В. А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации / В. А. Суворова, И. А. Бронников // Управление. – 2019. – Т. 7, № 4. – С. 131-139. – DOI 10.26425/2309-3633-2019-4-131-139. – EDN XXUJCJ.
Титова О. И. Психологическое сопровождение иностранных студентов и его роль в обеспечении качества образования в поликультурной среде / О. И. Титова // Сибирский вестник специального образования. – 2015. – № 1(14). – С. 98-102. – EDN TMCPVF.
Хороших В. В. Карьерные планы иностранных студентов, обучающихся в России / В. В. Хороших, Э. А. Логачева // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2021. – № 4. – С. 241–250. – DOI 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-29. – EDN ITESUW.
Erturk S. «I Am Not an Immigrant. I Am an International Student»: A Qualitative Study of Adaptation Experiences of Turkish International Students in Germany / S. Erturk, K. Oker, Luu L. A. Nguyen // Journal of International Students. – 2021. – Vol. 12. – No. 3. – P. 716–735. – DOI: 10.32674/jis.v12i3.3776.
Hazen H. D. Visitors or Immigrants? International Students in the United States. / H. D. Hazen, H. C. Alberts // Population, Space and Place. – 2006 – Vol. 12. – No. 3. – P. 201–216. DOI: 10.1002/psp.409.
Netierman E. Should I Stay or Should I Go? International Students’ Decision-Making about Staying in Canada / E. Netierman, L. Harrison, A. Freeman, G. Shoyele, V. Esses, C. Covell // Journal of International Migration and Integration. – 2022. – Vol. 23. – P. 43–60. DOI: 10.1007/s12134-021-00825-1.
Penman J. Empowering International Students to Succeed: An Innovative and Beneficial Initiative for Health Professions / J. Penman, G. Malik, E. Chu, G. Kett, K. Hampton, N. Thomacos, M. Ebrahimi-Zanjani, Y. Zhong, W. McKenzie // Journal of International Students. – 2021. – Vol. 11. – No. 4. – P. 832–852. DOI: 10.32674/jis.v11i4.2226.
Wiers-Jenssen J. What Brings International Students to Norway? / J. Wiers-Jenssen // Journal of International Students. – 2020. – Vol. 10. – No. 1. – P. IX–XII. DOI: 10.32674/jis.v10i1.1888.
Wu C. International Students’ Post-Graduation Migration Plans and the Search for Home / C. Wu, R. Wilkes // Geoforum. – 2017. – Vol. 80. – P. 123–132.
Zhan M. International Postgraduate Students’ Labour Mobility in the United Kingdom: A Cross-Classified Multilevel Analysis / M. Zhan, C. Downey, M. Dyke // Population, Space and Place. – 2021. – Vol. 27. – No. 1. – Art. e2381. DOI: 10.1002/psp.2381.

Статья
Поступила: 23.12.2024
Опубликована: 24.02.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Магранов, А. С., & Гаврилов, П. С. (2025). Миграционные установки иностранных студентов после окончания российских вузов (на примере Юга России). Гуманитарий Юга России, 14(1), 34-56. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.1.2
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ