Миграционные установки иностранных студентов после окончания российских вузов (на примере Юга России)

Научная статья
  • Алексей Сергеевич Магранов Южный федеральный университет; Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия alex_daredevil@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-5138-0950
    Elibrary Author_id 671150
    SPIN 6094-4263
  • Павел Сергеевич Гаврилов Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия pgavrilov@sfedu.ru
    Elibrary Author_id 1129541
    SPIN 9731-9911
Для цитирования
Магранов А. С., Гаврилов П. С. Миграционные установки иностранных студентов после окончания российских вузов (на примере Юга России) // Гуманитарий Юга России. 2025. Том 14. № 1. С. 34-56. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.1.2 EDN: CFLOPU

Аннотация

Цель исследования. Проанализировать основные установки иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, относительно выбора дальнейшего места жительства и трудоустройства после окончания университета. Методологическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили данные прикладного социологического исследования, проведенного в высших учебных заведениях Южного федерального округа. Метод – анкетирование. Выборочную совокупность составили 1095 иностранных студентов, представляющих 65 стран мира. Результаты исследования. Рассмотрены миграционные установки молодых иностранцев в зависимости от представляемого ими государства. Определены направления подготовки, представители которых в наибольшей степени ориентированы как на отъезд из страны, так и на интеграцию в российское общество. Так, наибольший интерес к налаживанию жизни в России проявляют представители технических наук, а уехать обратно стремятся, в основном, молодые люди, изучающие естественные и медицинские науки. Выявлены основные мотивы, определяющие у иностранных студентов стремление остаться жить и работать в России. Также проанализировано влияние социального окружения на формирование миграционных установок. Согласно проведенному анализу, одними из факторов, оказывающих влияние на желание остаться в России, выступают наличие прочных дружеских связей, а также создание своей семьи.   Перспективы исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке мер государственной молодежной политики, а также в процессе воспитательной работы с иностранными студентами высших учебных заведений.
Ключевые слова:
учебная миграция, рынок труда, иностранные студенты, вуз, адаптация, миграционные установки, интеграция

Биографии авторов

Алексей Сергеевич Магранов, Южный федеральный университет; Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра социально-политических исследований Южного федерального университета; ведущий научный сотрудник Южно-Российского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Павел Сергеевич Гаврилов, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат социологических наук, начальник Управления организации и контроля жилищного обеспечения

Литература

Антонова Н. Л. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства / Н. Л. Антонова, А. Д. Сущенко, Н. Г. Попова // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 1. – С. 31–58. – DOI 10.17853/1994-5639-2020-1-31-58. – EDN GAHVYD.

Багирова И. Х. Интеграционные процессы в системе высшего профессионального образования на пространстве СНГ / И. Х. Багирова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2014. – № 4. – С. 135–144. – EDN TIGJJX.

Бакуменко О. А. Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг / О. А. Бакуменко // Аккредитация в образовании. – 2018. – № 7 (107). – С. 12–19. – EDN GJTOLI.

Воробьева О. Д. Учебная миграция в Российскую Федерацию: региональная дифференциация и вклад в социально-экономическое развитие регионов / О. Д. Воробьева, А. А. Гребенюк, Т. В. Лебедева // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2021. – № 1 (65). – С. 6. – EDN LCEFXA.

Габдрахманова Г. Ф. Студенты из государств Центральной Азии в Татарстане: мотивация, адаптация, жизненные планы / Г. Ф. Габдрахманова, Э. А. Сагдиева, Н. И. Кораблева // Социологические исследования. – 2017. – № 3 (395). – С. 58–63. – EDN YMFZQH.

Зангиева И. К. Студенты из стран СНГ в России: предпосылки к миграции / И. К. Зангиева, А. Н. Сулейманова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2016. – № 5(135). – С. 126-145. – DOI 10.14515/monitoring.2016.5.09. – EDN YFOSRB.

Карташевич Е. В. Иностранные студенты и принимающее сообщество вуза: особенности восприятия и практики взаимодействия / Е. В. Карташевич, Г. И. Чикарова, П. С. Гаврилов // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2021. – Т. 14, № 6. – С. 71–78. – DOI 10.17213/2075-2067-2021-6-71-78. – EDN BJNHOA.

Латова Н. В. Миграционные установки и предпочтения российских специалистов в контексте концепции человеческого капитала / Н. В. Латова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2021. – № 4 (164). – С. 429–450. – DOI 10.14515/monitoring.2021.4.1692. – EDN PBPPPG.

Матвеева А. А. Образовательная стратегия университета в отношении студентов-мигрантов / А. А. Матвеева // Гуманитарный научный вестник. – 2021. – № 6. – С. 68–73. – DOI 10.5281/zenodo.5084497. – EDN LIXQLS.

Махмутова Е. В. Особенности интеграции иностранных студентов в российское образовательное пространство / Е. В. Махмутова // Власть. – 2020. – Т. 28, № 1. – С. 77–84. – DOI 10.31171/vlast.v28i1.7045. – EDN GDFOQX.

Моднов С. И. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете / С. И. Моднов, Л. В. Ухова // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Т. 1, № 2. – С. 111–115. – EDN REDEQF.

Морозова Ю. В. К вопросу об адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе: региональные аспекты / Ю. В. Морозова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7, № 1(22). – С. 129–132. – EDN YTXPTN.

Письменная Е. Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию: вопросы теории и методики исследования: специальность 22.00.03 «Экономическая социология и демография»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук / Письменная Елена Евгеньевна. – Москва, 2009. – 64 с. – EDN ZNYTPN.

Ромеро А. Н. Особенности социальной адаптации иностранных студентов южной части России как отражение социальных проблем данного региона / А. Н. Ромеро // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2008. – № 2 (8). – С. 240–242. – EDN KUDWZT.

Рочева А. Л. Миграционные намерения молодежи с миграционным бэкграундом и без: российский случай / А. Л. Рочева, Е. А. Варшавер // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2020. – № 3 (157). – С. 295–334. – DOI 10.14515/monitoring.2020.3.1632. – EDN AZLHIN.

Рязанцев С. В. Эмиграция ученых из России: «циркуляция» или «утечка» умов / С. В. Рязанцев, Е. Е. Письменная // Социологические исследования. – 2013. – № 4(348). – С. 24-35. – EDN QBDQJJ.

Скоробогатова В. И. Обучение иностранцев в России: от «мягкой силы» к экспорту образования / В. И. Скоробогатова // Образование и право. – 2020. – № 5. – С. 165-173. – DOI 10.24411/2076-1503-2020-10529. – EDN MKSSRQ.

Собкин В. С. Миграционные установки аспирантов: к вопросу об «утечке мозгов» / В. С. Собкин, М. М. Смыслова, Ю. О. Коломиец // Психолого-педагогические исследования. – 2020. – Т. 12, № 3. – С. 61–79. – DOI 10.17759/psyedu.2020120304. – EDN OVGVFF.

Суворова В. А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации / В. А. Суворова, И. А. Бронников // Управление. – 2019. – Т. 7, № 4. – С. 131-139. – DOI 10.26425/2309-3633-2019-4-131-139. – EDN XXUJCJ.

Титова О. И. Психологическое сопровождение иностранных студентов и его роль в обеспечении качества образования в поликультурной среде / О. И. Титова // Сибирский вестник специального образования. – 2015. – № 1(14). – С. 98-102. – EDN TMCPVF.

Хороших В. В. Карьерные планы иностранных студентов, обучающихся в России / В. В. Хороших, Э. А. Логачева // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2021. – № 4. – С. 241–250. – DOI 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-29. – EDN ITESUW.

Erturk S. «I Am Not an Immigrant. I Am an International Student»: A Qualitative Study of Adaptation Experiences of Turkish International Students in Germany / S. Erturk, K. Oker, Luu L. A. Nguyen // Journal of International Students. – 2021. – Vol. 12. – No. 3. – P. 716–735. – DOI: 10.32674/jis.v12i3.3776.

Hazen H. D. Visitors or Immigrants? International Students in the United States. / H. D. Hazen, H. C. Alberts // Population, Space and Place. – 2006 – Vol. 12. – No. 3. – P. 201–216. DOI: 10.1002/psp.409.

Netierman E. Should I Stay or Should I Go? International Students’ Decision-Making about Staying in Canada / E. Netierman, L. Harrison, A. Freeman, G. Shoyele, V. Esses, C. Covell // Journal of International Migration and Integration. – 2022. – Vol. 23. – P. 43–60. DOI: 10.1007/s12134-021-00825-1.

Penman J. Empowering International Students to Succeed: An Innovative and Beneficial Initiative for Health Professions / J. Penman, G. Malik, E. Chu, G. Kett, K. Hampton, N. Thomacos, M. Ebrahimi-Zanjani, Y. Zhong, W. McKenzie // Journal of International Students. – 2021. – Vol. 11. – No. 4. – P. 832–852. DOI: 10.32674/jis.v11i4.2226.

Wiers-Jenssen J. What Brings International Students to Norway? / J. Wiers-Jenssen // Journal of International Students. – 2020. – Vol. 10. – No. 1. – P. IX–XII. DOI: 10.32674/jis.v10i1.1888.

Wu C. International Students’ Post-Graduation Migration Plans and the Search for Home / C. Wu, R. Wilkes // Geoforum. – 2017. – Vol. 80. – P. 123–132.

Zhan M. International Postgraduate Students’ Labour Mobility in the United Kingdom: A Cross-Classified Multilevel Analysis / M. Zhan, C. Downey, M. Dyke // Population, Space and Place. – 2021. – Vol. 27. – No. 1. – Art. e2381. DOI: 10.1002/psp.2381.
Статья

Поступила: 23.12.2024

Опубликована: 24.02.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Магранов, А. С., & Гаврилов, П. С. (2025). Миграционные установки иностранных студентов после окончания российских вузов (на примере Юга России). Гуманитарий Юга России, 14(1), 34-56. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.1.2
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ