О связи математической культуры с разновидностями познавательной культуры

Научная статья
  • Алаутдин Садитдинович Аскеров Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова; Профессиональное образовательное частное учреждение «Гуманитарно-педагогический колледж», Махачкала, Россия askerov963@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0009-0001-7680-7068
    Elibrary Author_id 263412
    SPIN 5710-0272
Для цитирования
Аскеров А. С. О связи математической культуры с разновидностями познавательной культуры // Гуманитарий Юга России. 2025. Том 14. № 1. С. 124-131. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.1.8 EDN: UGTIPN

Аннотация

Цель исследования – изучение влияния различных форм познавательной культуры на математическую культуру. Методологическая база исследования основана на принципах объективности, конкретности и историзма, присущих диалектическому видению процессов, и использован системный подход, позволяющий рассмотреть события и процессы духовной жизни в их взаимодействии, а также структурно-функциональный анализ в сочетании с историческим и логическим подходами. Результаты исследования. В своей работе автор стремится показать глобальную эволюцию математической культуры и связать ее с изменениями в математической культуре Дагестана. Перспективы исследования. В будущем идеи этноматематики могут найти свое воплощение в российской школе через реализацию принципов народности, развитие практико-ориентированных и личностных технологий обучения, а также посредством внедрения двуязычных и политехнических методов преподавания.
Ключевые слова:
математика, культура математического знания, культура познания, этноматематика, этнические традиции, развитие

Биография автора

Алаутдин Садитдинович Аскеров, Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова; Профессиональное образовательное частное учреждение «Гуманитарно-педагогический колледж», Махачкала, Россия
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Дагестанского государственного педагогического университета; директор Профессионального образовательного частного учреждения «Гуманитарно-педагогический колледж»

Литература

Аскеров А. С. Формирование математических понятий в V–IX классах с учетом особенности дагестанской национальной школы: автореф. дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.02 / А. С. Аскеров. – Махачкала, 1999. – 15 с. – EDN NLNTPN.

Билалов М. И. Постижимость истины: уловимость, объяснимость, выразимость [науки, философии, религии, народы, цивилизации, культуры] / М. И. Билалов. – Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2017. – 373 с. – ISBN 978-5-297-01936-2.

Билалов М. И. Концептуальный характер духовно-нравственных ценностей народов Евразийского содружества / М. И. Билалов // Материалы ХVIII Международной научно-практической конференции «Новый ориентир регионального развития – встраивание в Евразийскую экономическую перспективу» / под редакцией Г. Н. Сеидовой. – Ставрополь: Институт Дружбы народов Кавказа, 2024 – 346 с. – ISBN 978-5-903174-53-3.

Карри Х. Основания математической логики. – Москва, 1969. – 568 с.

Метлов В. И. Диалектика оснований и развития научного знания / В. И. Метлов // Вопросы философии. – 1976. – № 1. – 117–128.

Телебаев Г. «Тюркская философия: основные категории в исторической перспективе» / Г. Телебаев // Milli Fəlsəfə (Национальная философия / The National Philosophy). – № 08(19). – Баку: «Азербайджан» Нашрияты, 2019. – 904 с.

Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. Т. 1 / О. Шпенглер. – Москва: Мысль, 1993. – 606 с.

Ascher M. Ethnomathematics: A Multicultural View of Mathematical Ideas / M. Ascher. – California: Cole Publishing Company, 1991.

D’Ambrosio U. Ethnomathematics. The art or technique of explaining and knowing / U. D’Ambrosio. – NMSU, Las Cruces, 1998.

Francois K., Van Kerkhove B. Ethnomathematics and the philosophy of mathematics, 2010. – URL: http://researchgate.net/publication/228394932_Ethnomathematics_and_the_Philosop hy_of_Mathematics_Education (дата обращения: 21.01.2020).

Helaine Selin. Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publishers, 2000. – С. 115–136.

Ritter J. “Egyptian Mathematics,” in: Mathematics Across Cultures, ed. Helaine Selin. Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publishers, 2000. – С. 115–136.
Статья

Поступила: 29.11.2024

Опубликована: 23.02.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Аскеров, А. С. (2025). О связи математической культуры с разновидностями познавательной культуры. Гуманитарий Юга России, 14(1), 124-131. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.1.8
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ