Типология потребительской культуры в сфере гастрономии жителей города-миллионника (на примере г. Ростова-на-Дону)

Научная статья
  • Александр Васильевич Попов Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия alvpopov@sfedu.ru
    Elibrary Author_id 757284
    SPIN 8942-6160
    ResearchID GXZ-8728-2022
  • Денис Анатольевич Щекотин Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия denis0806@yandex.ru
Для цитирования
Попов А. В., Щекотин Д. А. Типология потребительской культуры в сфере гастрономии жителей города-миллионника (на примере г. Ростова-на-Дону) // Гуманитарий Юга России. 2025. Том 14. № 1. С. 175-187. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.1.12 EDN: QJQSJO

Аннотация

Цель исследования выявить структурные особенности и распространенность разных типов потребительской культуры жителей города-миллионника. Методологическая база исследования: концепция габитуса П. Бурдье, позволяющая исследовать потребление в сфере гастрономии как один из способов воспроизводства статуса и поддержания членства в группе, а также концепция общества потребления Ж. Бодрийяра, эвристический потенциал которой дает возможность увидеть роль потребления в определении разных аспектов социального бытия. Результаты исследования. Были выявлены особенности когнитивного, аксиологического и деятельностного структурных компонентов высокого, среднего и низкого типов потребительской культуры в сфере гастрономии. Данные исследования показали, что потребительская культура жителей Ростова-на-Дону в сфере гастрономии сохраняет функцию маркировки социальных различий для определенной части потребителей. Как правило, это носители высокого типа потребительской культуры, для которых посещение кафе/ресторанов остается способом идентификации, поддержки социальных связей. Носители среднего типа потребительской культуры – это люди, для которых еда является не способом подчеркивания социальных различий, а отражает их стиль жизни. Носители низкого типа потребительской культуры не стремятся разнообразить свою жизнь с помощью еды вне дома или сделать ее способом идентификации. Они в большей степени испытывают на себе влияние тенденций унификации потребления в сфере гастрономии. Перспективы исследования. Полученные результаты могут быть использованы для работы в социологических исследованиях поведения потребителей в условиях унификации потребительских практик, а также в маркетинге при разработке стратегии позиционирования заведений общественного питания для разных типов потребителей.
Ключевые слова:
потребительская культура, сфера гастрономии, город-миллионник, социальная идентификация, унификация потребления

Биографии авторов

Александр Васильевич Попов, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой регионалистики и евразийских исследований
Денис Анатольевич Щекотин, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
Аспирант

Литература

Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. – Москва: Республика, 2006. – 272 с. – ISBN 5-250-01894-7.

Бурдье П. Различение: социальная критика суждения / П. Бурдье // Экономическая социология. – 2005. – Т. 6, № 3. – С. 25–48. – EDN OYOBXD.

Гриф М. Р. Культура потребительского поведения россиян / М. Р. Гриф // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 2. – С. 150–153. – EDN RWUFBT.

Долгова И. В. Методика социологического исследования потребительской культуры отдыхающих / И. В. Долгова // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 9. – С. 50–63. – EDN RXCHXH.

Казанский С. А. Социальная роль бренда в потребительской культуре россиян: социологический анализ: специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Казанский Сергей Александрович. – Москва, 2007. – 24 с. – EDN ZNEWWN.

Лопатина Е. А. Потребительское поведение подростков в контексте социализации (на материалах Ростовской области): специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Лопатина Елена Андреевна. – Ростов-на-Дону, 2016. – 22 с. – EDN ZQHMBD.

Ростовцева Л. И. Потребительская культура как регулятор поведения потребителей : специальность 22.00.03 «Экономическая социология и демография»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук / Ростовцева Людмила Ивановна. – Москва, 2004. – 49 с. – EDN NJQXDP.

Степченко Т. А. Формирование потребительской культуры как средство социализации школьников: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Степченко Татьяна Александровна. – Москва, 2008. – 513 с. – EDN QDZOIN.

Толмачев Н. И. Менталитет потребителя / Н. И. Толмачев. – Ростов-на-Дону: СКИАПП, 2001. – 224 с.

Douglas M. The World of Goods: Towards an Anthropology of Consumption (orig. 1979) / M. Douglas, B. Isherwood. – London, 1996. – 228 р.

Lury S. Consumer Culture / S. Lury. – New Jersey: Rutgers University Press, New Brunwick, 1996. – 258 p.
Статья

Поступила: 18.12.2024

Опубликована: 22.02.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Попов, А. В., & Щекотин, Д. А. (2025). Типология потребительской культуры в сфере гастрономии жителей города-миллионника (на примере г. Ростова-на-Дону). Гуманитарий Юга России, 14(1), 175-187. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.1.12
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ